Творческий метод архитектора

Творческий метод архитектора представляет собой своеобразный синтез творческих методов художника, ученого и инженера. Научный и художественный методы не выводятся один из другого. В процессе архитектурного творчества происходит их взаимопроникновение и взаимоотражение. В проектировании снимаются противоречия между категориями исследования и воображения. Научное понятие и художественный образ, которое в суждениях о науке и искусстве рассматриваются как противоположности, здесь объединяются. В архитектурном творчестве «художественное» и «техническое» выступают подвижными, взаимодополняющими друг друга сторонам творческого процесса. В творчестве архитектора соединяется стремление ученого к системе и художника к гармонии. Принципиальная разница между научной и художественной деятельностью – это отсутствие элементов субъективного и эмоционального в результатах труда ученого и повышенное содержание того и другого в продуктах художественного творчества. В науке единичное выступает в форме общего, а в архитектуре как искусстве общее выступает в форме единичного.

Умственная деятельность студента содержит наглядно-образные, эмоциональные, волевые и оценочные компоненты. Личное авторское истолкование программы ведет к созданию проектной модели через эвристический процесс в стадии становления замысла и через сложные ассоциации, многократно переплетающиеся связи и сталкивающиеся идеи при его разработке.

Одним из признанных доказательств присутствия, какой либо сущности в мире явлений может считаться обнаружение динамики развертывания этой сущности в плотном «поле» разнообразных фактов. Динамика показывает неизвестный объект то с одной, то с другой стороны, демонстрирует различные его аспекты и свойства, позволяет хотя бы косвенно описать гипотетический объект. Творческий метод архитектора, оставаясь пока гипотетическим «телом», может проявить себя в анализе исторической динамики базовых характеристик архитектуры, в ее связях с феноменом культуры, общества, мировоззрения.

Творческий метод архитектора – концептуальная категория, предлагаемая для ответа на наиболее жгучие вопросы актуальной практики, образования, теории и истории архитектуры. Конкретикой эта категория наполняется всякий раз, когда мы говорим об определенных явлениях, эпохах, мастерах, задачах и перспективах архитектурной профессии. Разнообразие конкретных проявлений творческого метода архитектора огромно. Собственно, сам этот метод есть не какой-то отдельно взятый, избранный или специально сконструированный «суперметод», претендующий на полную и окончательную формулировку «тайны творчества», а напротив - совокупность всех возможных методов и способов архитектурной работы, взятых в наиболее общем, принципиальном их выражении. Поэтому столь важны различные модели творчества, подходы, школы – они создают совокупный потенциал профессии, обеспечивают инструментальную гибкость, вариабельность и адекватность проектных решений. Сопоставление истории и настоящего положения дела позволяет сделать предварительные выводы о состоянии творческого метода архитектора на сегодня и в перспективе.

Из опыта мастеров архитектуры

Огромный интерес представляют мнения известных архитекторов. Размышления имеют очень широкий спектр, одновременно отличаются глубоким содержанием мыслей, свидетельствуют о гражданской позиции автора, о философском осмыслении профессиональных задач.

«Архитектура есть высшее выражение человеческого умения, достигающего божественного». «Путеводной звездой зодчего к правде должна быть только, правда. Тогда в архитектурном произведении сами собой выявляются его характер и символика». Отто Вагнер. Кажется, здесь сам метод творчества говорит словами архитектора.

«Архитектура есть явление творчества, оно затрагивает эмоциональную среду и, следовательно, выходит за рамки строительства.Она может быть великой и в то же время должна угождать примитивным жизненным потребностям человека; с другой стороны, самой своей абстрактностью она обязана наивысшим качествам человеческого духа. Материя одухотворяется по мере того, как человек подчиняет ее организующему началу. Эстетическое волнение, вызываемое архитектурой, исходит из неизбежных, непреложных физических условий творчества, которыми в наше время слишком пренебрегают». Здесь отражается глубочайший смысл архитектурного творчества, и его духовности, эмоциональности, величественности.

Многозначительное определение дал Ф.Л. Райт: «Род строительства, который мы можем сегодня назвать архитектурой, - это строительство, в которое входят человеческие мысль и чувства, чтобы создать высокую гармонию и подлинную значительность сооружения как целого… Его (человека) архитектура была чем-то выходящим от его практического «Я» к его идеальному «Я». Эта фраза затрагивает самое сокровенное содержание архитектуры – интеллектуальный потенциал автора проекта. Так же Райт выделяет две сущности автора: реальную и идеальную, до которой автор проекта должен возвыситься, работая над ним.

«Я – начало всего, ибо в моем сознании создаются миры» Этой фразой Казимир Малевич сумел выразить философию взаимоотношений самых важных компонентов творческого метода архитектора, личности архитектора, мировоззрения, метода самой архитектуры. Вот «ось», вокруг которой вращаются проблемы любого вида творчества, а архитектурного - особенно. Это «альфа» и «омега» сущности креативного сознания. Уже только одна функция «создания миров» требует от творца недюжинного таланта восприятия реальной действительности и рефлексии ее. Этот замысел нуждается в неординарном, пластичном, волевом сознании, могучей силе воображения.

Особенности творческих подходов выдающихся архитекторов

Каждый архитектор в ходе проектной работы вырабатывает свой творческий подход к решению архитектурных задач. Вместе с тем можно утверждать, что существуют обобщенные модели решения архитектурных задач. Обобщенные модели творческих подходов отражают и характеризуют архитектора как творческую личность и общество как среду обитания. Наиболее заметно они проявляются в своеобразии творческих подходов выдающихся архитекторов. Условно можно выделить следующие типы творческих подходов: архитектор-новатор, индивидуалист-мыслитель, архитектор-проектировщик, архитектор-художник, архитектор-исследователь, архитектор-регионалист, архитектор-поэт, архитектор-теоретик.

Архитектор — новатор

МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович (1890-1974) — выдающийся советский архитектор, чье творчество отличалось самобытностью и оригинальностью, чьи проекты и постройки существенно повлияли на развитие мировой архитектуры XX в.

Индивидуалист — мыслитель

РАЙТ Франк Ллойд (1869-1959) — крупнейший архитектор в истории США, Райт выдвинул принцип органичной архитектуры, то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека.

Архитектор-проектировщик

ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) — выдающийся русский советский архитектор. Щусев не стремился стать основоположником какой-либо теории или какой-либо архитектурной школы. Его значение определяется главным образом созданными им зданиями и сооружениями.

Архитектор-художник

НИМЕЙЕР Суарес Фильо Оскар (род. 1907) — одна из наиболее ярких фигур в мировой архитектуре 1950-60-х годов, был крупнейший бразильский архитектор. Ему было свойственно теоретическое осмысление архитектурных проблем. Он одним из первых почувствовал эстетическую ущербность доктрины функционализма и своим творчеством утверждал в противовес функционализму, что архитектура — это искусство.

Архитектор-исследователь

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович (1867- 1959). Академик И. В. Жолтовский был одарен пытливым умом, склонным к анализу, не признающим работы на основе одних вкусовых категорий и интуиции. Его волновал вопрос: чем объяснить неувядаемую красоту некоторых произведений народного искусства и классики?

Архитектор-регионалист

ААЛТО Алвар (1898-1976). Основоположник современной финской архитектуры — мастер, обладающий неповторимой художественной индивидуальностью. А. Аалто — преимущественно архитектор-практик. Его поиски устремлены к гармонии между человеком со всем разнообразием его потребностей и той средой, которую формирует архитектура.

Архитектор-поэт

ГАУДИ-и-Корнет Антонио (1852-1926) — крупнейший, талантливейший мастер, представитель «ар нуво» (модерна), творчество которого насыщено исканиями, новаторством и поэзией. Для его творчества характерны внутренняя свобода, глубокий профессионализм, ответственность художника.

Архитектор-теоретик

ТАНГЕ Кензо (род. 1913) — выдающийся японский архитектор, яркий представитель неонационального движения в послевоенной мировой архитектуре. Оригинальность вклада К. Танге в теорию архитектуры связана, прежде всего, с теоретической трактовкой проблемы национальных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: