Структура и уровни этического знания

Происхождение и этимология слова «этика»

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.

Слово "этика" происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а "этикой" –– науку об этих качествах.

Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них.

Специфика этики и ее задачи

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

· наука нормативная;

· учение о нравственности;

· система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

· способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

· «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".

По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи:

· Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы…

· Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем".

· Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Структура и уровни этического знания

Уровни этического знания:

· Эмпирический – уровень описания морали, моральных фактов: нравов, поступков, переживаний, чувств и т.д. (напр., ситуации морального выбора, угрызений совести, состояния любви и др.) Это фактическая база для дальнейшей работы.

· Теоретический – уровень рационально-логического обоснования, доказательства морали (что такое мораль? Что такое добро и зло, др.). Здесь логически обосновывается необходимость исполнения моральных требований, дается аргументация поступков.

· Нормативный – уровень, на котором не только исследуются, но и формируются моральные нормы, кодексы, системы ценностей и добродетелей.

· Метаэтика (греч. Meta – после, над) – раздел теории, в котором изучаются проблемы логики и методологии этического познания, структура и закономерности развития этического знания, методы и приемы, особенности этического исследования.

· Прикладная этика. Первоначально ее понимали как приложение этической теории к практике (во всех науках есть фундаментальный и прикладной уровни), т.е. – изучение норм, правил, принципов поведения человека в конкретных ситуациях, отношениях. Ее примерами являются профессиональная этика, этикет, вообще ситуативная этика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: