Хорни Социокультурная теория личности

Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз. Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.

Фромм: Социальная и культурная обусловленность личности. Определяющие признаки жизни современного человека: ощущения одиночества, собственной незначимости и отчуждения. Свобода и безопасность разделены – бегство от свободы, с помощью механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности. Позитивная свобода – спонтанная активность. Труд – творчество. При спонтанности личность сливается с миром, но сохраняет индивидуальность, становится сильнее: личность сильна своею деятельностью. Важна сама деят-ть, а не ее результат. Смысл жизни – сама жизнь. Идеал недостижим, но это необходимо для развития. Свобода – освобождение от власти, но изолированность. Экзистенциальные потребности, базирующиеся на конфликтующих стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей (надо заботиться, идеальный путь – продуктивная любовь, трудится вместе, но сохранять индивидуальность), преодолении (преодоление своей пассивной животной природы через созидание), корнях (ощущать себя неотъемлимой частью мира), идентичности, системе взглядов и преданности (необходимость опоры для объяснения мира). Стремление к обладанию – невротизм. Стремление к равенству скрывает зависть.

В современном психоанализе личность проявляется в определенной динамике, как нечто, воспринимаемое с помощью "личностного измере-ния" (Persoenlichkeitsmessung), "измерительной техники" (Messtechnik), наблюдений и тестов или нечто, что согласно теории научения и поведенческой терапии разворачивается между стимуляцией или раз-дражением (Reiz) и реакцией (Reaktion). Таким образом, личность сво-дится к комплексу из "реактивных диспозиций", которые могут быть условными и безусловными. Для более цело-стного понимания человека подобных теорий недостаточно.

Современный психоанализ:

В психологии самости Когута на передний план выдвинуты нарцистическиеи желания "самосохранения", "самоосуществления" и "самосознания". В соответствии с этим подходом здоровое самосознание лич-ности является следствием сложного ее развития. При этом перво-начальные детские фантазии о большом значении себя и родителей (grandiose) трансформируются на протяжении долгого времени,-- сопутствуемые постоянными коррективами.-- в образы реалистические (Kohut. 1974). Если стремления к самосовершенствованию последо-вательно и хорошо интегрируются в сознательную личность, тогда результатом явится способность к сочувствию, творчеству и юмору. Если нарцистические устремления, напротив, останутся бессознатель-ными, то это приведет к нарцистическим личностным расстройствам, которые будут рассмотрены в следующей главе.

В теории объект-отношений Лондонской школы и Отто Кернберга вполне в соответствии с "интерактивной теорией" (Interaktionstheorie) Альфреда Лоренцера (Lorenzer, 1971) важными признаются отношения, формирующие личность, между людьми. Личность развивается не изолировано от окружения, а в нерасторжимой связи с ним. При этом влияние на нее оказывается вплоть до зрелого возраста в форме т. н. "образцов отношений",прежде все-го отношений между ребенком и матерью. Лоренцер дополнил психоанализ марксистскими идеями сообразно своему пониманию человеческой социали-зации как общественно детерминированной. Санкционированное обществом развитие людей вследствие сконцентрированных травмати-ческих воздействий ведет к искажению человеческой идентичности (Брюкнер, 1972) Лоренцер более осторожно поместит психоанализ в центре треугольника между биологией, социологией и психологией (Lorenzer, 1985).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: