Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.
Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.
- Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно14. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.
- Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.
- Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).
- Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.
- Системность: научное знание должно быть логически организовано.
- Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).
Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).
|
|
15. Понятие науки, научного исследования, научно-исследовательской деятельности студента: учебной и во внеучебное время.
Наука – 1)сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе и мышлении; 2) результат деятельности; 3) это часть современной культуры, представляющая собой систему объективных знаний о бытии, а так же совокупность методов получения таких знаний и их практического применения.
Научное исследование:
|
|
Согласно ФЗ 1996г «О науке и государственной научно-технической политике»
1.научная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;
2.научное исследование – деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структурных связей, а так же, получение и внедрение в практику полезных для человечества результатов.
Объект научного исследования: материальная система
Предмет НИ: структура системы, взаимодействие её элементов, её свойства, закономерности развития.
Классификация НИ:
По источнику финансирования:
· Бюджетные
· Хоздоговорные
· Не финансируемые
В нормативных актах, по целевому назначению:
· Фундаментальные
· Прикладные (для достижения конкретных задач)
· Поисковые (на определение пути решения)
· Разработки (внедрение в практику результатов деятельности)
В зависимости от форм и методов:
· Экспериментальные
· Методические
· Описательные
· Аналитические
· Исторические (биографические)
· Различные смешанные конструкции