Классификация общих принципов МП

Общепризнанные принципы МП занимают особое место в системе его универсальных норм. Это:

• Принципы неприменения силы или угрозы силой.

Неприменение силы или угрозы связано с принятием Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. В Статуте Лиги Наций содержалась норма, ограничивающая право государства на войну. Особое значение имеет Парижский мирный договор 1928 г. первое многостороннее соглашение, запретившее агрессивную войну.

Как сверхимперативная норма, принцип неприменения силы или угроза закреплена в Уставе ООН.

В МП расценивается как применение силы:

1. Любые действия, представляющие собой угрозу силой, прямое или косвенное прим. Силы к другому государству.

2. Применение силы или угрозы силой с целью изменения существующих границ другого государства.

3. Репрессалии с применением вооруженных сил

4. Организация или поощрение организации иррегулярных вооруженных сил или вооружённых банд, в том числе наемничества.

5. Содействие, участие в актах гражданской войны или террористический актах.

6. Военная оккупация государств

7. Приобретение участков территории другого государства в результате угрозы силой или её применения

8. Насильственны действия, лишающие народы права на самоопределние.

Принцип неприменения силы имеет тотально когентный характер

Право на коллективную и индивидуальную самооборону по Уставу ООН расценивается как законное применение силы.

• Принцип мирного разрешения международных споров.

Тесно связан с Принципом неприменения силы или угрозы силой.

Основными международными актами являются Устав ООН, Декларация 1975 г. Все эти Акты устанавливают государства к мирному разрешению споров (путём переговоров, арбитража, примирения, посредничества и т.п.).

Положения Статута Лиги Наций фиксируют попытку обязать государства к обращаться к мирным решениям споров, однако Статут не исключает возможность военных столкновений.

В Парижском пакте 1928 г. обязанность мирного разрешения спора закреплена уже как императивная норма МП.

В МП закреплен принцип, свободы выбора мирных средств разрешения споров.

Совет СБСЕ 1992 г. содержит предложения по выработке комплексной системы мер урегулирования международных споров.

• Принцип территориальной целостности государств.

Упоминается в Уставе ООН и Декларации 1970 г. как составная часть принципов суверенного равенства государств и неприменения силы.

Хельсенский акт 1975 г. впервые закрепил принцип территориальной целостности государств а качестве самостоятельной когентной нормы МП.

Государства обязаны уважать территориальную целостность других государств; воздерживаться от любых действий против этого.

В Хельсинском акте установлено непризнание любых территориальных изменений сопряжённых с применением силы.

Принцип территориальной целостности государств имеет частично когентный характер. Возможно отступление по взаимному согласию государств (в результате договора между странами).

• Принцип нерушимости государственных границ.

Соотносится с предыдущим принципом.

В уставе ООН и в Декларации 1970 г. принцип нерушимости границ является частью принципа неприменения силы.

Хельсинский акт закрепляет этот принцип в качестве самостоятельного когентного принципа МП.

Принцип нерушимости границ идёт дальше принципа неприменения силы, поскольку предусматривает не только отказ от применения силы, но и отказ от предъявления всяких претензий по пересмотру государственных границ.

Государства – участники СБСЕ рассматривают все границы в Европе как нерушимые.

Так же зафиксирован в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО 1997 г.

Принцип нерушимости границ имеет относительно когентный характер, - нерушимость границ не означает их неизменность. В МП предусмотрен принцип подвижности границ (как в силу природных явлений, так и по взаимному соглашению государств).

• Принцип суверенного равенства государств

Представляет собой – уважение государственного суверенитета и равноправия государств.

Начало формирования этого принципа – Великая Французская Революция 18 века.

В современном понимании принцип закреплён в ст.2 Устава ООН. Детализация и толкование – в Декларации 1970 г. и Хельсинском акте 1975 г.

Тотально когентный характер.

Содержание:

Каждое государство должно уважать суверенитет других государств.

Каждое государство должно уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств.

Каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свою экономическую, политическую. Социальную и культурную систему.

Каждое государство является субъектом МП.

Каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы.

Каждое государство обладает на международных конференциях одним голосом.

Государства создают нормы МП путём соглашения на равноправной основе.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства.

• Принцип невмешательства во внутренние дела других государств

Тесно связан с предыдущем принципом и разрабатывался одновременно.

Общая формулировка принципа невмешательства во внутренние дела содержится в Уставе ООН. Конкретизация, детализация и толкование – в Декларации 1970 г. и Хельсинском акте 1975 г.: ни одно государство или группа не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства.

Не всё, что происходит на территории государства, является его внутренним делом. Например, массовое нарушение прав человека.

Современное содержание принципа невмешательства определено в Декларации 1970 г.:

Запрещена вооруженная интервенция и любые формы вмешательства или его угроза.

Запрещена террористическая деятельность

Запрещено использование экономического, политического и информационного давления с целю подчинения государства.

Запрещено применение силы для лишения народа права свободно выбирать форму его национального существования.

Любое государство имеет право определять свою внутреннюю политическую, экономическую и культурную систему без вмешательства других государств.

На территории государств, ситуация в которых угрожает миру и безопасности, нарушаются права человека, возможно применение Вооруженных Сил ООН (По решению Совета Безопасности).

В случае совершения государством международного преступления вмешательство других государств будет иметь законный характер.

• Принцип равноправия и самоопределения наций и народов.

Принцип закреплён в Уставе ООН. Развернутая формулировка этого принципа зафиксирована в Декларации 1970 г., в Хельсенском акте 1975 г., в международных пактах о правах человека 1966 г.:

Все народы имеют право определять без вмешательства извне свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.

Все государства обязаны уважать это право.

Все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределения.

Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и независимость.

В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.

Запрещено подчинение народов иностранному господству.

• Принцип сотрудничества государств.

Принцип закреплен в ст.1 Устава ООН:

Сотрудничество во всех областях международной жизни – обязанность всех государств.

Декларация 1970 г. устанавливает нормативное содержание обязанности сотрудничества:

1. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений.

2. Сотрудничества между государствами должно осуществляется независимо от различия в их политических, экономических и культурных системах.

3. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всём мире. Особенно в развивающихся странах.

Хельсинский акт 1975 г. конкретизирует положения Декларации 1970 г. применительно к Европе.

Принцип носит относительно когентный характер, - нельзя заставить государство сотрудничать со всеми остальными. Государство свободно в выборе партнеров.

• Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод

Отдельные нормы: запрещение работорговли, распространения порнографии, торговли женщинами и детьми.

В 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ), объявившая своей целью улучшения условий труда, запрет рабского и принудительного труда.

В общей форме принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод закреплён в ст. 1, 55 Устава ООН. Права и свободы человека являются составной частью всеобъемлющей системы международной безопасности. Нормативное содержание постепенно складывалось в рамках ООН – Всеобщая декларация прав человека 1948., Международные пакты о правах человека 1966 г. и т.д.

Так же принятие конвенций о защите прав человека в рамках региональных организаций (Совета Европы, ОАГ, ОАЕ.)

Заключительный акт Хельсинского СБСЕ 1975 г. – закрепил этот принцип как кагентную норму.

Содержание этого принципа:

1. Все государства обязаны уважать основные права и свободы людей, находящихся на их территории.

2. Государства обязаны не допускать дискриминации по признаку пола, расы, языка или религии.

3. Государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав и свобод. Сотрудничать в достижении этой цели.

4. Принцип имеет тотально когентный характер. Однако на практике много где нарушается.

• Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Самый древний принцип МП.

Специфика: этот принцип входит одновременно в систему императивных норм национального права, в систему общих принципов права цивилизованных народов и в систему общепризнанных принципов МП.

Ст.2 Устава ООН закрепляет обязанность государств по соблюдению международных обязательств.

Декларация 1970 г., Хельсинский акт 1975 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг. раскрывают нормативное содержание принципа.

Понятие добросовестности в международных отношениях – это признанием всеми государствами универсальных норм, выражающих юридические обязательства государств и других субъектов международного права.

С помощью это го принципа субъекты МП получают законные основания требовать друг от друга выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей.

Сущность – в недопустимости произвольного одностороннего отказа от своих международных обязательств и в возможности наступления международной ответственности в случае невыполнения.

Содержание этого главенствующего принципа:

1. Добросовестное и неукоснительное соблюдение именно международных обязательств.

2. Недопустимость ссылки на положения внутреннего права в оправдание нарушений международных норм

3. Запрет одностороннего изменения или отмены международных норм на национальном уровне

4. Недопустимость принятия обязательств в противоречие с действующими обязательствами по отношению к третьим государствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: