Юридическое содержание принципов неприменения силы либо угрозы ею и мирного разрешения международных споров

Принцип разрешения международных споров мирными средствами — один из важнейших основных принципов современного международного права. В качестве такового он закреплен в Уставе ООН. В п. 3 ст. 2 говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Как императивный этот принцип сложился в международном праве лишь в XX столетии. Его становление проходило параллельно со становлением принципа неприменения силы и угрозы силой. Хотя международному праву с момента его возникновения были известны мирные средства разрешения международных споров, оно не содержало обязательства для государств разрешать споры исключительно мирным путем, не прибегая к силе, в том числе вооруженной. В принятой впервые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов специальной Конвенции о мирном решении международных столкновений содержался лишь призыв к государствам «предупредить, по возможности, обращение к силе» (ст. 1) и, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству» (ст. 2).

Статут Лиги Наций поставил в определенные рамки право государств обращаться к войне как средству разрешения споров между ними, обязав их начинать урегулирование споров с мирных средств. Так, согласно ст. 12 Статута Лиги Наций, члены Лиги соглашались, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они также соглашались, что ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета. Таким образом, Статут Лиги Наций, не запрещая по существу обращение к войне, сводил на нет стремление придать мирному разрешению споров юридически обязательный характер.

Лишь в Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 года (пакт Бриана—Келлога), объявившем агрессивную войну запрещенной с точки зрения международного права, было закреплено обязательство государств разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Статья 2 договора гласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами». Следовательно, если до подписания Парижского договора мирные средства были лишь одним из возможных путей решения международных споров, то с его подписанием разрешение любого спора или несогласия отныне стало возможным только путем применения мирных средств.

Подтверждение и закрепление в Уставе ООН принципа разрешения международных споров мирными средствами придало ему всеобъемлющий характер. Это связано с тем, что запрещение войны, закрепленное Парижским договором 1928 года, было расширено в Уставе ООН до полного отказа от применения силы и угрозы силой в международных отношениях. Это означало, что государства обязывались решать все свои споры исключительно мирными средствами, не прибегая к силе или к угрозе ее применения. Устав ООН в Главе VI дал развернутый ответ на вопрос, какие средства относятся к категории мирных средств разрешения международных споров, и конкретизировал процедуру их применения.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами нашел дальнейшее подтверждение и закрепление в различных международно-правовых актах: в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, включая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 года, а также в двусторонних и многосторонних договорах, в том числе в Пакте Лиги арабских государств (ст. V), в Хартии Организации африканского единства (ст. 3), в Уставе Организации американских государств (Гл. V) и др.

Для лучшего понимания нормативного содержания принципа разрешения международных споров мирными средствами необходимо уточнить понятие «международный спор». Хотя общепризнанного определения такого понятия в международном праве нет, большинство как отечественных, так и зарубежных юристов полагают, что под международным спором надо понимать наличие между субъектами международного права неурегулированных вопросов, разногласий по самым различным проблемам международных отношений, а также расхождений в толковании международных договоров. При этом международный спор предполагает четко обозначенный предмет спора и взаимные претензии.

Устав ООН говорит о спорах и ситуациях, но не дает критериев для четкого различия этих понятий. В нем уделяется больше внимания различию споров и ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать международному миру и безопасности или уже создало такую угрозу, и споров и ситуаций, которые такой угрозы не содержат. Это различие имеет политическое значение, так как Устав ООН обязывает государства в первую очередь решать споры и ситуации, продолжение которых угрожает поддержанию международного мира и безопасности.

Это различие имеет также юридическое значение: постоянный член Совета Безопасности ООН, являясь стороной в споре, обязан воздерживаться при голосовании при рассмотрении этого спора (ст. 27) и не обязан этого делать при рассмотрении ситуации.

Квалификация того или иного вопроса в качестве спора или ситуации относится к компетенции Совета Безопасности. В его практике так и не было выработано каких-либо четких критериев, и каждый раз эта проблема решается с учетом конкретных обстоятельств. Однако принципиальное значение имеет различие ситуаций (разногласий), которые еще не оформились в спор, и ситуаций, которые в результате односторонних действий государств, направленных на изменение силой существующего положения в свою пользу, перерастают в международные конфликты. Такие конфликты могут получить квалификацию угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии.

Из принципа разрешения международных споров мирными средствами вытекает обязанность всех субъектов международного права разрешать все возникающие между ними споры вне зависимости от их характера и причин возникновения исключительно мирными средствами. К нормативным требованиям принципа относится обязательство воздерживаться от применения силы или ее угрозы. В Декларации о принципах международного права 1970 года прямо указывается, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения «в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ». В Заключительном акте 1975 года уточняется, что никакое применение силы или угроза силой «не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними».

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров. В Заключительном акте 1975 года употребляется даже термин «в короткий срок». Однако международное право не устанавливает каких-либо временных границ, по истечении которых спор можно было бы не решать и прибегнуть к применению силы. Это означает, что государства не должны оставлять спор нерешенным, стремясь разрешить его в любое время. При этом стороны должны воздерживаться от любых действий, которые могут привести к обострению спора и перевести его в состояние международного конфликта.

Международные споры разрешаются на основе принципа суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Стороны могут прибегать к любым процедурам и средствам по своему выбору с учетом того, что любой спор должен быть решен на основе международного права и принципа справедливости. Принцип оставляет сторонам свободу выбора того или иного средства, известного международному праву. Это переговоры, добрые услуги, посредничество-следственная и согласительная процедуры, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к органам международных организаций, а также любая процедура урегулирования, согласованная до возникновения спора. В Декларации о принципах международного права 1970 года указывается, что, если стороны не достигнут разрешения одним из выбранных ими средств, они должны стремиться к урегулированию спора согласованными между ними мирными средствами.

75. принцип «pacta sunt servanda» и его юридическое содержание

Пакта сунт серванда" (лат. pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться), формула, выражающая один из коренных принципов международные права: обязанность каждого государства добросовестно и в полном объёме выполнять свои международные обязательства. В современный период этот принцип закреплен в Уставе ООН и в ряде др. международных актов. Так, в преамбуле и в пункте 2 ст. 2 Устава ООН подчёркивается обязанность государств уважать и строго соблюдать обязательства, вытекающие из договоров и др. источников международного права. Принцип верности международным обязательствам получил юридическое закрепление в Венской конвенции 1969 "О праве международных договоров", в которой провозглашается: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно исполняться". Несоблюдение принципа "П. с. с." рассматривается как международный деликт. Нормативное содержание принципа "П. с. с." подробно разработано в Декларации принципов международного права, принятой на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1970).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: