Стилистические особенности информационных жанров прессы

Основные функции журналистики: информировать и воздействовать.

Коган: Функция определяет выбор языковых средств. У информационных жанров функция - дать информацию о событии.

Костомаров: Конструктивный принцип журналистского творчества: принцип чередования стандарта и экспрессии Соотношение экспрессии и стандарта в языке связано с интеллектуальными и эмоциональными сторонами общения. Этот принцип позволяет тексту реализовать функции информирования и воздействия.

Для выполнения информационной функции используются стандартные элементы. Также возможно употребление обще оценочной лексики (хорошо - плохо). Особенности информационных жанров: - оперативность создания информации - оперативность ее восприятия. Поэтому информационные жанры насыщены клише, штампами. Экспрессивные тексты могут использоваться на уровне заголовка.

К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, заметка, репортаж, интервью, отчет. (разберем стилистические особенности на их примере)

Хроникальная информация - констатация факта или сообщение о событии. Никакого анализа, никакой оценки. Предложения простые, автосемантичные. Содержит 3 компонента: что?где?когда? Особое строение лида. Рема (новое) может располагать либо после темы, либо перед.. Речевые особенности: отсутствие субъективных элементов.

Заметка - тяготение к стандарту, оф.-дел.речи. Главное в заметке: констатация факта и наличие факультативных речевых действий (заголовок, цитирование как самостоятельное речевое действие, а не дополнение к изложению события, подпись, засчет развернутого повествования возможно обращение к читателю, оформление чужого мнения в виде прямой речи). Таким образом заметка представляет собой совокупность жанрообразующих и факультативных речевых действий. Термины, имена собственные. В завис. от типа издания кол-во терминов различается. в провинц., отраслевых и специл.изд. терминов много. Оперативность порожадет образование клише. Изложение факта носит статичный, констант.хар-р. имя преобладает над глаголом (морфол.особ). Синтакс. особен. - Простое преложение, осложн. однородными и обособл. конструкциями, сложноподч. с небольшим кол-вом придаточных обусловлено малым форматом заметки при емкости содержания. Распростр. двусост.предл., в которых употребл. различные типы сказуемого, глагольные односостав. предложение (неопр.-личные, обоб-личные. безличные) что придает официальность. Композиция четкая:1 абзац - 1 синтакс.целое (описание). 1 предл. -главная новость. Экспрес.порядок слов: важное в начало.

Репортаж - это газетный или журнальный материал информационного характера, который дает читателю наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста. Жанрообразующие речевые действия: описательно-повествовательные речевые формы (предметный мир), формы рассуждения (могут быть в виде комментария). Внешний облик репортажа зависит от издания, от степени развитости каждой речевой формы. Развитость речевой структуры репортажа связана: с разнообразием речевых форм, введение чужих речевых партий (на уровне прямой речи, диалог, несобств.прямой - прямая речь в репортаже не изобразительна, а информативна), степени выраженности авторского я - тропы, фигуры, контакто-устанавливающие средства. Эффект присутствия автора - важное стилеобразующее средство: личн. и притяж.местоимения, глаголы в 1 лице. Может и от 3 лица: авторское восприятие с помощью отбора оценочной лексики. разг, проф.слов, авторских эпитетов, сравнений, метафор). Сочетание документальности с образностью. В синтаксисе преобладает динамизм, который передается с помощью номинативных предл. и коротких одно и двусост.предложений, где преобладает глагольное сказуемое в форме наст.времени. В морфологии доминирует глагол. Композиция подвижная (описание + повествование и рассуждение). Абзац не равен синтаксическому целому. В композиции выделяется зарисов. заставка, репорт.описание, повествование, публ.отступление, элементы интервью, концовка.

Интервью - представляющие общественный интерес ответы конкретного лица или группы лиц на вопросы журналиста. Ответы и вопросы строятся по законам монологической речи. Живая речь не может в сыром виде поместиться на страницах издания. Интервью может существовать как самостоятельный текст, но может и как часть другого текста. Типы интервью: -человек интересе как источник информации (информационный) -собеседник интересен как личность (портретное).
Система вопросов диктуется характером содержания. В интервью ориентация на разговорную речь, а не на книжную. Идея речевого поведения носит личностный характер. Ориентировка на разговорную речь проявляется в синтаксисе: короткие предложения. Много разговорной лексики.

Отчет - информационное сообщение о событии или мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория. В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором. Повествование ограничено определенными пространственно-временными рамками. Особенность: детализация события, изложение подробностей, которыми являются не предметные описания вещи или ситуации, а реплики действующих лиц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: