Билет №24. Идеологические и организаторские функции журналистики

Идеология — это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований, общественных объединений, различных социальных субъектов по поддержанию статуса или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания

Идеологические функции способствуют формированию пониманий, оценок людей в отношении различных явлений соц. жизни: политических, философских, религиозных и т.д. Газеты, журналы, ТВ и радио участвуют в формировании мировоззрения, ориентиров. Сущность этой функции: постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем ориентации в действительности.

Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляются как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории.

Ориентированность включает, во первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. При этом ее задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях.

Во вторых, ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов.

Достигнутый уровень объективной ориентированности масс на основе подлинной информированности характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов.

Пропаганда – распространение идей и знаний, морально-нравственных ценностей с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения.

Агитация - воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания, а так же с помощью призыва и морального стимула с целью убедить, склонить к чему-либо. 

Пропагандистско-агитационная функция, с одной стороны направлена на массовое сознание, а с другой - на общественное мнение.

Организаторская функция: журналистика способна организовать людей в сплоченный коллектив.

По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

 

Билет №25. Культурно-рекреативные и образовательные функции журналистики.

В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей. Она заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, журналистика участвовала в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека. Также способствует расширения кругозора и формирования творческой личности. Журналистика делает культуру доступной для самых широких групп и слоёв населения, составляет её аудиторию.

Каждый человек сам выбирает, что ему нравится в культуре, поэтому журналист должен знать культурные пристрастия и увлечения своей аудитории.

К сожалению, в рыночных условиях СМИ, чтобы «выжить» экономически, приходится идти на уступки «низкой» культуре. Ведь она пока собирает большие аудитории, а это дает возможность получать значительные средства от рекламы.

 

Журналистика несет и рекреативную функцию. Ее цель — создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Ее роль важна, когда человек постоянно испытывает многочисленные стрессы. Ее выполняют произведения развлекательного характера (кроссворды, юмор, и т.д.). Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности, поэтому особое значение имеют художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики.

Но легко заметить, что все эти произведения, несомненно, обладают также и культурно-идеологическим зарядом, почему важно отслеживать, по каким критериям готовятся и/или отбираются эти произведения, чтобы журналисты понимали, насколько содержание этой информации соответствует высоким стандартам и вместе с тем характеру идеологической линии СМИ.

Образовательно-просветительная функция выполняет роль распределения уже имеющихся знаний о мире, явлениях, новых открытиях. Этим целям служат научно-популярные журналы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: