Вопрос 50. Возникновение массового общества и его общая характеристика. Х. Ортега–и-гассет как аналитик массового общества

Массовое общество -Это стандартизированное общество. Здесь господствует стандарт: конвейерные технологии массового производства необходимо предполагают стандартизированность процесса производства и стандарстизированность отдельных операций, стан-ть продукции. А это требует – стан-й раб.силы: по квалификации, культурному уровню, физической подготовке и даже ментальности. Стандартизированность становится важной чертой управления и контроля, типов организации и менеджеральных стратегий. Стандарт проникает во все сферы жизни человека – стандартизируется время досуга, тип отдыха, тип потребления, сами потребляемые продукты. Свидетельством этого процесса выступает мода, массовый спорт, массовые виды развлечений. Специфика МО в том, что здесь социальная иерархия не усиливается символической иерархией в потреблении, досуге, стиле жизни, а наоборот усредняется.Результат всеобщей стандартизации – возникновение массовой культуры. Она – не деградация культуры высокой, не модификация культуры народной. Массовая культура – это культура, существующая в массовом обществе. Она обладает своей спецификой: 1) общедосупность и массовость; Она жестко увязана с техническими средства своего продуцирования и распространения – СМИ и СМК. Общедоступность газет, радио, ТВ, библиотек делает общедоступной информацию, которая распространяется по этим каналам, т.е. создаем массовую аудиторию в виде всего общества. 2) стандартизированность; Стандартизированность МК – следствие ее технологической составляющей. Цвет, образ, звук и пр. – все приобретает стандартные формы, определяемые стандартизированностью газет, радио, ТВ и пр. массовое общество формируют три базовых компонента: общество массового производства, массовое потребление, массовую культуру. Основу для изучения МО заложили работы классиков социальной психологии – Густава Лебона и Габриэля Тарда, которые обнаружили феномен массовизации общества, формирование таких явлений, как массовые толпы, общественное мнение, аудитория и др. В рамках МК формируются основные ценностные ориентации, коллективные чувства, переживания, модели поведения и пр. Они транслируются СМИ на все общество, без учета социальных различий, географии, возраста, семейной и религиозной принадлежности и пр. Возникает новое состояние культуры – ее тотальность, недифференцированность. Элиты разделяют вкусы и стандарты масс, массы оказываются причастными к высокой культуре. МК оформляет массовое общество как общество, в котором безусловно наличиствует социальная дифференциация, но эта дифференциация не подкреплена дифференциацией символической (культурной, ценностной, статусной). Ортега-и-Гассет стал одним из основоположников теории массового общества. Его основной труд в этой области – «Восстание масс». Книга включает 14 глав. Она начинается с определения феномена массы и объяснения исторических причин ее формирования (гл.1-5). В последующих главах Ортега характеризует специфический тип человека, который составляет массовое общество - человека массы, «среднего человека» (6-10 гл.). В заключительных главах (11-14) Ортега рассматривает социальные последствия массовизации общества. Причины, вызвавшие становления массового общества по Ортеге: Либеральная демократия, экспериментальная промышленность и наука. 19 век все эти явления не изобрел, но внедрил в жизнь, чему способствовало резкое развитие техники, создавшей массовое производство. Характеристики массового человека: беспрепятственный рост собственных запросов и врожденная неблагодарность ко всему тому, что облеглчилоему жизнь (к результатам цивилизации). Массу заботит ее собственное благополучие и не заботит источник этого благополучия. Поэтому человека массы даже не пытается овладеть достижениями цивилизации (наукой, религией, классической музыкой, искусством, литературой и пр.), для чего требуются собственные индивидуальные усилия. Характеристики массы. 1. Раньше люди ощущали стесненность и зависимость, их жизь регламентировалась жесткими нормами, за соблюдением которых следило все общество. Сегодня – полная свобода действий, и равнодушие к этому со стороны общества. Массовый человек ни с кем не считается. Он самодостаточен и не требует от себя многого. Сегодня права не завоевываются а обретаются по инерции, фактом рождения. 2. Благородный человек наследовал знатность. Его предки обязывали к сохранению должного, благородного. Степень знатности определялась числом поколений, на которые она распространялась. Благородство возникает в противовес унаследованной знатности, как личное достижение человека. Благородство – антоним жизни низменной, инертной, жизни массы. Человек массы не несет отсветственность за воспроизводство культуры и собственной принадлежности к культуре. Характеризуя человека-массу, Ортега выделяет следующие, присущие ему черты: врожденное ощущение безвозмездности и легкости жизни, чувство собственного превосходства и всесилия, а также желание вмешиваться во все, навязывая бесцеремонно свою ничнотожность и плебейство, то есть в духе «прямого действия». Индивида, обладающего вышеназванными качествами, исследователь сравнивает с избалованным ребенком и взбесившимся дикарем, то есть варваром. По мнению Ортеги, в слове цивилизация сфокусировано следующее: грани, нормы, этикет, законы, писаные и неписаные, право и справедливость. Все эти средства цивилизации предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальными. Корень понятия цивилизации, подчеркивал исследователь, — civis, гражданин, то есть горожанин, указывает на происхождение смысла, который заключается в том, чтобы сделать возможным город, сообщество, сосуществование. Человек массы не желает проявлять социальную активность во благо сообщества, перекладывает функцию заботы об обществе на государство. Массовый человек видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя ощущает безликим, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается, чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу на себя, употребив на это все свои безотказные и неограниченные средства. Ортега пришел к выводу, что достигнутый прошлым веком технический и социальный прогресс повысил уровень жизни и понизил уровень самого человека — словом, улучшил покрой, но ухудшил материал, а в итоге сделал человека большим варваром, чем был он сто лет назад: “В массу вдохнули силу и спесь современного прогресса, но забыли о духе; естественно, она и не помышляет о нем”. Индивид, склонный стать человеком массы и влиться в толпу - это человек, выращенный в школе определенного типа, обладающий определенным складом мышления и живущий именно в атомизированном. Масса сегодня — это не та общность, которую X. Орте-га-и-Гассет определял, как совокупность деперсонализированных индивидов, ощущающих себя такими же, как и все, и не только не удрученных, но и довольных собственной неотличимостью. Сегодняшняя масса — это, образно говоря, «толпа одиноких», рафинированных индивидуалистов, исповедующих принцип абсо­лютной свободы и автономии человеческого духа, объединенных общностью потребляемой продукции — прежде всего, информа­ции, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, картины мира, единством системы ценностей и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: