Характеристика типов общества

ТИПЫ ОБЩЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аграрное общество Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии
… общество Основным фактором производства является капитал, распространено промышленное производство, производственные процессы механизированы

 

581. В процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми. Это придаёт деятельности характер
  1) инстинктивный
  2) сознательный
  3) целенаправленный
  4) общественный
582. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. Что из перечисленного относится к биологической составляющей?  
  1) наличие органов чувств
  2) свобода выбора целей
  3) мировоззренческая картина
  4) преобразовательная деятельность
 
583. Что из перечисленного характеризует общество как систему?  
  1) сохранение связи с природой
  2) окружающий мир
  3) научно-технический прогресс
  4) совокупность взаимосвязанных институтов
 
     

584. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) потребность в признании со стороны других людей;2) стремление достичь высокого социального статуса;3) социальная потребность;4) потребность в общении;5) потребность в уважении со стороны своих коллег.

585. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) отдых и сон
Б) общение
В) принадлежность к определённой группе
Г) познание мира
Д) осознание смысла своего существования
 
1) социальные
2) духовные
3) биологические

586. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) познание;2) научный эксперимент;3) народная мудрость;4) здравый смысл; 5) художественный образ.

587. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство отражает мир в художественных образах. Б. Искусство ориентирует людей в системе эстетических ценностей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
588. Верны ли следующие суждения об уровнях научного познания?
А. На теоретическом уровне научного познания выявляются и формулируются общие признаки, тенденции, закономерности, законы.
Б. На эмпирическом уровне научного познания используются методы наблюдения и экспериментальной проверки данных.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
   
589. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?
А. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятие и суждения.
Б. Чувственное познание фиксирует преимущественно внешнюю сторону объектов и явлений.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
   
     

590. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) классификация;2) ощущение;3) абстракция;4) восприятие;5) умозаключение;6) суждение.

591. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает __________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты __________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются __________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается __________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __________(Е) знания».

 

 
 
1) мышление
2) истина
3) практическое
4) гуманитарное
5) научное знание
6) познание
7) информация
8) обыденное (житейское) знание
9) потребности
592. Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?  
  1) выдвижение гипотезы
  2) построение теории
  3) аргументация тезиса
  4) осуществление эксперимента
 
593. Елена поставила своей целью посетить Португалию, пообщаться с местными жителями. Она изучает португальский язык, читает книги об истории и культуре Португалии, на интернет-форумах общается со знатоками португальского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку.Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Еленой для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) изучение португальского языка
  2) покупка туристической путёвки
  3) желание общаться в Интернете
  4) чтение книг об истории и о культуре Португалии
  5) знатоки португальского искусства
  6) путешествие по Португалии
 
594. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Умозаключение–– форма мышления, которая характеризуется тем, что из одного или нескольких оснований (посылок) выводится новое заключение или следствие, вывод. (Б) Проблемам развития логики, изучающей, в частности, и способы построения умозаключений, должно уделяться больше внимания. (В) Эти выводы ещё раз прозвучали с трибуны последнего философского конгресса. (Г) В его работе приняли участие философы из многих стран мира. (Д) Организаторы конгресса постарались на славу, создав благоприятные условия для работы. Определите, какие положения текста имеют  
     

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
595. Верны ли следующие суждения об индивидуальности? А. Дети от рождения обладают индивидуальными особенностями. Б. На развитие индивидуальности ребёнка влияет его взаимодействие с социальным окружением.  
  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
596. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) Преобладает натуральный обмен.
  2) Социальная мобильность затруднена.
  3) Значительную роль в жизни общества играет духовенство.
  4) Производство приобретает массовый характер.
  5) Главным фактором производства становится капитал.
  6) Широко используется машинная техника.
 
597. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Вопросы познания истины самые сложные в обществоведческом курсе. (Б) Истина–– это соответствие знания предмету познания. (В) Свойство истины–– объективность, т.е. соответствие реальному объекту независимо от воли и желания познающего субъекта. (Г) В учебниках и учебных пособиях, посвящённых вопросам познания, отмечается, что истина всегда объективна. (Д) Учащиеся провели эксперимент по доказательству этого положения. Определите, какие положения текста имеют  
     

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
598. В стране Z происходит индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
  2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
  3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
  4) Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений.
  5) В структуре экономики преобладает сфера услуг.
  6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
 
599. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
Б. Культура–– это совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе преобразования природы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
   
600. Мария поставила своей целью посетить Англию, пообщаться с англичанами. Она изучает английский язык, читает книги об истории и культуре Англии, на интернет-форумах общается со знатоками английского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Марией для достижения указанной цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) изучение английского языка
  2) покупка туристической путёвки
  3) желание общаться в Интернете
  4) чтение книг об истории и культуре Англии
  5) знатоки английского искусства
  6) путешествие по Англии
 
601. Какое из перечисленных знаний было получено преимущественно эмпирическим путём?  
  1) теория происхождения космических «чёрных дыр»
  2) исследование степени загрязнённости вод Байкала
  3) прогноз развития мировой экономики
  4) теория информационного общества
 
602. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растёт, снижается или не меняется?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.     Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растёт, в стране Z больше, чем в стране Y.
  2) Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается.
  3) Доля тех, кто считает, что престиж науки не меняется, в стране Y больше, чем в стране Z.
  4) Доля тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается, в стране Y меньше, чем в стране Z.
  5) Равные доли опрошенных затруднились с ответом.
 
603. Какой из перечисленных признаков отличает религию от иных форм культуры?  
  1) предъявление требований к поведению человека
  2) объяснение социальных явлений
  3) отражение мира в художественных образах
  4) утверждение теоцентрической картины мироздания
 
604. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь, взаимодействие и изменения, учёные характеризуют общество как  
  1) духовный мир в целом
  2) материальный мир в целом
  3) динамичную систему
  4) независимую от природы часть материального мира
 
605. В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) Главным фактором производства становятся знания и информация.
  2) Ведущее положение в обществе занимает наука.
  3) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
  4) Снижается уровень социальной мобильности.
  5) В структуре экономики увеличивается доля сферы услуг.
  6) Преобладают семьи патриархального типа.
 
606. В стране Z активно развиваются средства коммуникации, происходит индивидуализация массового серийного производства. Какие иные признаки из перечисленных ниже свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.    
  1) В экономике высок и активно растёт удельный вес сферы услуг.
  2) Преобладают экстенсивные технологии.
  3) Работает много частных предприятий.
  4) Господствует коллективная форма собственности.
  5) Развиваются наукоёмкие производства.
  6) Созданы необходимые условия для непрерывного образования.
 
607. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. К социальной составляющей относится способность  
  1) выражать эмоции
  2) отражать мир с помощью органов чувств
  3) реагировать на воздействия среды
  4) осуществлять нравственный выбор
 
608. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растёт, снижается или не меняется?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.     Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растёт, среди получивших среднее образование больше, чем среди получивших высшее образование.
  2) Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что престиж науки стремительно растёт.
  3) Среди тех, кто считает, что престиж науки не меняется, респондентов с высшим образованием больше, чем со средним образованием.
  4) Среди опрошенных со средним образованием тех, кто считает, что престиж науки постепенно снижается, больше, чем тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается.
  5) Среди опрошенных с высшим образованием тех, кто считает, что престиж науки не меняется, больше, чем тех, кто придерживается мнения, что престиж науки стремительно растёт.
 
609. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «В процессе __________(А) человек получает информацию об окружающем мире и о себе. Результаты изучения окружающего мира, полученные в ходе отражения, идеального воспроизведения __________(Б) реального мира, составляют знания. Они определяются __________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями специалистов-учёных вырабатывается __________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __________(Е) знания».  
     

 

 
 
1) обыденное (житейское) знание
2) потребности
3) мышление
4) истина
5) прикладное
6) гуманитарное
7) научное знание
8) объективные факты
9) познавательная деятельность
610. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.  
     

 

 
ПРОЯВЛЕНИЯ   ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А) доступность образовательной среды
Б) повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе
В) применение здоровьесберегающих технологий в обучении
Г) учёт индивидуальных особенностей и запросов школьников
Д) широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет
 
1) информатизация
2) гуманизация
3) гуманитаризация
611. В стране Z научные достижения широко внедряются в массовое производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что Z развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) информатизация общества
  2) сохранение природных богатств
  3) рост урбанизации
  4) появление массовой культуры
  5) существование моральных норм, регулирующих жизнь общества
  6) стандартизация производственных процессов
 
612. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В деятельности формируется __________(А), и это составляет сущность процесса __________(Б) индивида. Данный процесс требует от индивида постоянной __________(В) своих действий. Это, в свою очередь, вызывает необходимость __________(Г) самооценки. В этом процессе отрабатывается механизм рефлексии, под которым понимают обращение внимания субъекта на самого себя, на своё сознание, на переосмысление своих __________(Д). В совокупности они образуют тот основной стержень, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков уникальный "узор" личности, присущая только ей специфика. Личность есть совокупность трёх её основных составляющих: биогенетических __________(Е), воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и её психосоциального ядра–– Я».  
     

 

 
Список терминов:
1) действия
2) коррекция
3) индивид
4) методы
5) социализация
6) задатки
7) самосохранение
8) формирование
9) личность

613. Ниже приведён перечень действий. Все они, за исключением двух, относятся к эмпирическому уровню научного познания.

1) построение системы аргументов;2) наблюдение;3) экспериментальная проверка данных;4) запись показаний приборов;5) обоснование выводов;6) проведение опытов.

 

614. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ   ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) серийное производство товаров массового потребления
Б) выдвижение на первый план сферы услуг
В) преобладание натурального хозяйства
Г) ведущая роль информации в жизни общества
Д) появление массовой культуры
 
1) традиционное (аграрное) общество
2) индустриальное общество
3) постиндустриальное общество
615. Примерами народной культуры принято считать пословицы и поговорки, сказки и легенды. Какие признаки позволяют отнести их к данному типу (виду, форме) культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.    
  1) обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками  
  2) учёт запросов самых широких слоёв современного общества  
  3) анонимность создателей  
  4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
  5) коммерческий характер произведений
  6) необходимость специальной подготовки для восприятия произведений
 
616. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) характеризует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса–– такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под __________(Б) существование социального мира. Сложная совокупность социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех __________(Г). Основными типами социальных связей выступают __________(Д) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и отдельными __________(Е) (семья и брак, производство, религия и др.). Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».  
     

 

 
 
1) функциональный
2) социальный институт
3) сфера общественной жизни
4) норма
5) система
6) социум
7) угроза
8) горизонтальный
9) взаимодействие

617. Запишите слово, пропущенное в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: