Вопрос №13 Ремонт системы охлаждения

Водяной насос двигателей внутреннего сгорания грузовых автомобилей и тракторов (типа СМД, А-01М, ЯМЗ, Д-50 и др.).

Дефекты, повреждения, отказы: трещины в корпусе, срыв резьбы в отверстиях, износ посадочных мест под подшипники и упорную втулку, износ посадочного места на валике под крыльчатку, износ боковой поверхности лопаток, износ поверхностей у валиков в сопряжении со втулками, сальниками и шкивами вентиляторов.

Трещины в чугунных корпусах заваривают газовой сваркой латунными прутками, припоями ЛОК и ЛОМНА и электродуговой сваркой порошковой проволокой ПАНЧ-11. Срыв резьбы исправляют постановкой резьбовых вставок и другими способами, характерными для восстановления резьб.

Изношенные посадочные места корпуса под подшипники и упорную втулку могут быть восстановлены путем отрезания части корпуса с последующими запрессовкой и приваркой вновь изготовленной части или запрессовкой колец с последующей механической обработкой посадочных мест до номинальных размеров. Торцевую поверхность опорной втулки и уплотнительную поверхность шайбы сальника притирают.

При износе крыльчатки старую ступицу отрезают, изготавливают и запрессовывают новую и стопорят двумя штифтами. Изношенные лопатки крыльчатки наплавляют газовой сваркой чугунными прутками и протачивают до требуемой высоты. Крыльчатки можно изготавливать литьем из алюминиевого сплава или капрона. При этом втулка ступицы должна быть стальной.

Изношенные поверхности у валиков восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующим хромированием и шлифованием.

После ремонта крыльчатку водяного насоса в сборе с валиком подвергают статической балансировке.

Водяные насосы обкатывают и испытывают на специальном стенде (например, насосы двигателей ЯМЗ-240Б на стенде ОР-8899). У насосов проверяют соответствие техническим требованиям величины зазора между корпусом и торцом крыльчатки, а также величины осевого разбега валика.

Обкатку насоса производят в течение 3 мин при температуре воды 85…90 0С, измеряют производительность насоса, сравнивают с нормативной.

Каждый отремонтированный насос проверяют на герметичность при давлении 0,07…0,12 МПа в течение 1 мин без вращения и с вращением валика. Подтекание воды не допускается.

Вентиляторы

Дефекты, повреждения, отказы: износ посадочных мест в шкивах под наружные кольца подшипников качения; износ ручьев в шкивах под ремень; ослабление заклепок на крестовине, изгиб крестовины и лопастей.

Изношенные посадочные места восстанавливают постановкой колец или железнением с последующей механической обработкой.

Изношенные ручьи в шкивах под ремень вентилятора (до 1 мм) протачивают.

Ослабленные заклепки на крестовине лопастей подтягивают. Овальные отверстия под заклепки рассверливают и лопасти приклепывают заклепками увеличенного диаметра. Кромки лопастей вентилятора должны лежать в одной плоскости, допускаемое отклонение от плоскостности 1 мм.

При необходимости крестовину и лопасти правят. Шаблоном проверяют форму лопастей вентилятора и угол их наклона относительно плоскости вращения (этот угол, например, для лопастей вентилятора двигателей типа СМД-14 у основания лопасти – 320, на конце – 240).

Собранный со шкивом вентилятор балансируют на настольном балансировочном стенде, при этом допускается сверлить углубления в торце чугунного шкива вентилятора или утяжелять лопасть с ее выпуклой стороны приваркой или приклеиванием пластинки.

Радиаторы

Основные дефекты, повреждения, отказы: отложение накипи на внутренних стенках резервуаров и трубок, механические повреждения их.

Радиатор промывают в ванне с 4%-м раствором соляной кислоты с добавкой ингибитора ПБ-5 до 3 г/л. Температура раствора 50…70 0С, время промывки 10…15 мин. Затем радиатор промывают в щелочном растворе СМС, в воде и испытывают в собранном виде. Отверстия в резервуарах радиатора закрывают резиновыми пробками. Радиатор заполняют водой, создают насосом избыточное давление: в течение 3…5 мин радиаторы не должны давать течи (радиаторы тракторов испытывают при давлении 0,05…0,10 МПа; трактора К-700 – 0,10…0,14 МПа). Можно радиаторы испытывать в ваннах с водой под соответствующим давлением воздуха. При ремонте радиатор разбирают. Трубки радиатора прочищают шомполом. Сердцевину испытывают отдельно на стенде КП-2002, создают давление не менее 0,10 МПа и определяют место течи.

При отсутствии стенда сердцевину помещают в ванну с водой, подавая воздух по шлангу от ручного насоса в каждую трубку, по пузырькам находят место повреждения.

Поврежденные трубки внешних рядов сердцевины запаивают припоем ПОС-30. Поврежденные трубки внутренних рядов заглушают (запаивают) с обоих концов. Допускается заглушить до 5% трубок, при большем проценте трубки заменяют, для этого трубки отпаивают от опорных и охлаждающих пластин с помощью горячего воздуха, нагреваемого до 500…600 0С паяльной лампой через укрепленный на ней змеевик. Трубку извлекают пассатижами с язычком, соответствующим сечению отверстия трубки.

Для отпайки трубок можно применять шомпол, нагретый до 700…800 0С в горне или электрическим током от сварочного трансформатора. Извлекают трубки по направлению усиков охлаждающих пластин, иногда необходимо отпаивать и снимать одну из опорных пластин.

Установленные трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам специальным паяльником припоем ПОС-30, используя в качестве флюса хлористый цинк (цинк, травленный соляной кислотой).

Кроме замены поврежденных трубок существует способ ремонта их гильзованием. В расширенную трубку за счет протаскивания лебедкой уширенного на конце шомпола вставляют новую и припаивают по концам к опорным пластинам.

После ремонта сердцевину радиатора испытывают на герметичность, как и перед ремонтом.

Количество вновь установленных и гильзованных трубок у сердцевин не должно превышать 20…25%.

Трещины чугунных резервуаров радиаторов заваривают электродуговой сваркой биметаллическим электродом или проволокой ПАНЧ-11, газовой сваркой латунными прутками или пайкой.

У резервуаров из латуни трещины устраняют пайкой припоем ПОС-30, в том числе припайкой заплат.

Ремонт масляных радиаторов аналогичен ремонту водяных. Смолистые отложения удаляют промывкой препаратом АМ-15, испытывают под давлением 0,3 МПа, трубки припаивают к бакам твердым медно-цинковым припоем ПМЦ газовой сваркой.

Термостаты

Накипь удаляют растворами, применяемыми при промывке водяных радиаторов. Поврежденные места пружинной коробки запаивают припоем ПОС-40, применяя в качестве флюса канифоль. Пружинные коробки заполняют 15%-м раствором этилового спирта. Наполнителями могут быть порошок алюминия и церезин (парафин).

При испытании термостата в ванне с подогреваемой водой начало открытия клапана должно быть при 70 0С, а полное открытие при 85 0С. Величина полного подъема клапана 9,0…9,5 мм. При необходимости регулируют высоту подъема клапана, вращая его на резьбовом конце хвостовика пружинной коробки термостата.

Накипь в системе охлаждения образуется при жесткой воде. Жесткость измеряется в миллиграмм-эквивалентах на 1 л воды. Различают жесткость воды: временную, постоянную и общую. Временную образуют бикарбонаты кальция Ca(HCO3) и магния Mg(HCO3)2, которые распадаются при кипячении на карбонаты и газовые составляющие. Постоянную жесткость придают, например, наиболее чаще встречающиеся, карбонаты кальция (CaCO3) и магния (MgCO3), которые могут быть удалены растворами, в том числе на основе соляной кислоты (HCl). При этом различают мягкую воду, средней жесткости, жесткую воду и очень жесткую, содержащую в одном литре более 12 миллиграмм-эквива-лентов (1 мг-эквивалент соответствует 20,04 мг Ca или 12, 16 мг Mg). Мягкая вода содержит 4 мг-эквивалентов, жесткая – 8…12 мг-эквива-лентов в каждом литре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: