Введение. Учебный курс по культурологии является одной из дисциплин гуманитарного цикла и предназначен для студентов-бакалавров

Учебный курс по культурологии является одной из дисциплин гуманитарного цикла и предназначен для студентов-бакалавров. Поскольку количество лекционных и практических занятий ограничено программой курса, основная часть лекционного времени, как правило, посвящается проблемам теории: культурологии как науке и учебной дисциплине; структуре и видам культурологии; методам культурологических исследований; понятию «культура» во всем его многообразии, морфологии культуры, культурной динамике, культуре как системе знаков, ценностям и нормам культуры, основаниям типологии культуры, особенностям восточного и западного типов культуры и т. д. Характеристика специфических черт мировой культуры и исторические особенности русской культуры отводятся на практические занятия.

Практические занятия – одна из активных самостоятельных форм работы студентов. Кроме того, систематическая и добросовестная работа студента на занятии помогает преподавателю вовремя и достаточно объективно оценить его знания при подведении итогов в конце семестра на зачете.

Для этой цели студенту предлагается сначала ознакомиться с программой курса, списками учебной и справочной литературы, которая может оказать помощь при подготовке к практическому занятию на любую из указанных ниже тем.

Обратите внимание на достаточно большое количество учебников по культурологии. Однако их структура и содержание, как правило, не имеют принципиальных отличий, и Вы можете воспользоваться любым из них.

Словари и справочники – тот вид учебной литературы, знакомство с которым поможет Вам уточнить, систематизировать или восполнить пробелы в своем знании культурологических проблем. Кроме того, работа со справочной литературой является необходимым навыком для специалиста с высшим образованием.

Имейте в виду, что для студентов СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе iBooks, содержащей электронные тексты учебников, учебных пособий и иных изданий (сайт НТБ СПбГУТ). После того как Вы узнали тему очередного практического занятия по культурологии, внимательно изучите его план и постарайтесь подобрать рекомендованную литературу. В данной ситуации Ваша эрудиция, широта кругозора, умение анализировать и обобщать новую или уже известную информацию играет далеко не последнюю роль при оценке Вашей работы на практическом занятии по культурологии.

Работа с литературой не ограничивается ее правильным и своевременным подбором, ознакомлением с ней. Очень важно показать умение ее анализировать и выбрать главное из прочитанного, логично в соответствии

планом структурировать отобранный материал. Это предполагает неболь-

шое введение, в котором можно сказать коротко о той литературе, на основе которой подготовлено выступление, или об авторе, который представляет то или иное культурологическое направление или школу. Затем необходимо раскрыть основное содержание рассматриваемой темы, выделив ее ключевые моменты. Одной из трудностей в работе на практическом занятии является неумение студентов завершить свое выступление кратким выводом. Заранее подумайте над этим.

Далее следует адаптировать изученный материал к устному выступлению, которое для большей наглядности желательно сопровождать презентацией. Недопустимо, когда студент читает текст (на электронном или бумажном носителе) формально, не отрываясь, зачастую плохо разбираясь в нем. Чтобы выступление прошло удачно, подготовленный материал следует несколько раз внимательно, осмысленно прочитать, уточнить значение непонятных терминов и правильное произнесение имен, географических названий и только после этой подготовительной работы постараться в устной форме пересказать его. При этом каждое слово, которое включено в доклад, должно быть понятно для выступающего. Имена, даты, названия городов лучше выписать на отдельный лист бумаги, чтобы избежать искажения информации.

Полезно также подумать, какие дополнительные вопросы могут появиться у преподавателя или у Ваших товарищей в группе по теме Вашего выступления.

Нередко случается ситуация, когда, закончив свой доклад, студент перестает принимать участие в практических занятиях. Это неправильно. При подведении итогов преподаватель может снизить Вам оценку за отсутствие внимания и интереса к обсуждаемой теме. Свою активность студент проявляет в виде вопросов к докладчикам, дополнений, оценки ответа выступающего, демонстрации иллюстративного материала и т. д.

Помните, что практическая работа необходима прежде всего студенту. Ваше активное и заинтересованное участие в ее проведении является верным залогом Ваших успехов в изучении культурологии, своевременно полученной высокой оценки Ваших знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: