Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса следует подчеркнуть, что культурология (от лат. Cultura + греч. Logos) в самом общем виде – это гуманитарная наука о наиболее

При рассмотрении первого вопроса следует подчеркнуть, что культурология (от лат.Cultura + греч.Logos) в самом общем виде – это гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры (культурного развития общества); наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Когда, по мнению большинства исследователей, культурология начинает развиваться в качестве самостоятельной дисциплины? Кого считают «отцом» культурологии?

С какого времени и почему эту дисциплину изучают в нашей стране в большинстве российских вузов?

Необходимо отметить основные трактовки (подходы) к определению культурологии, в которых она понимается:

1) как комплекс наук, изучающих культуру;

2) как вспомогательный раздел внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры;

3) как самостоятельная наука, с определенным местом в системе гуманитарного знания.

Раскройте структуру культурологии, включая такие понятия, как объект, предмет, содержание, категории, принципы, законы, задачи.[1]

Обратите внимание на функции и методы культурологии.[2]

Необходимо иметь в виду, что классически содержание любой науки, в том числе и культурологии, подразделяется по уровням исследований:

- макроуровень – фундаментальная наука,

- микроуровень – прикладные исследования.

Охарактеризуйте основные признаки этих уровней культурологических исследований.

Завершить рассмотрение первого вопроса целесообразно характеристикой основных общих направлений культурологии[3].

Переходя ко второму вопросу необходимо усвоить, что:

- под научной школой понимают коллектив ученых, различных по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т. д., разрабатывающих под руководством лидера – главы школы – выдвинутую им исследовательскую программу;

- теоретические концепции – это системы научного знания, имеющие вероятностный, проблематический, гипотетический характер.

Среди многочисленных культурологических школ и теоретических концепций можно обратить внимание на следующие:

- мифологическая школа (Я. Гримм, В. Шварц, М. Мюллер);

- эволюционизм (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Морган);

- неоэволюционизм (Дж. Стюарт, Дж. Мердок);

- диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус);

- ритуалистическая (Дж. Дж. Фрэзер, С. Х. Хук, Э. О. Джеймс);

- функциональная (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, К. Т. Прейс, М. Элиаде);

- социологическая (Э. Дюркгейм, М. Мосс, Л. Леви-Брюль, П. Сорокин, М. Вебер, Т. Парсонс);

- американская школа «культурной антропологии» (Ф. Боас, Р. Лоуи, А. Кребер);

- символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс, У. М. Урбан, С. Лангер);

- психоаналитическая школа (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Г. Юнг, Ш. Бодуэн);

- структуралистская школа (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида, Р. Барт);

- общественно-историческая (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский);

- культурный материализм (М. Харрис);

- игровая концепция (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе);

- семиотическое направление (Э. Кассирер, Ю. Лотман);

- методологическое направление (А. Кребер, К. Клакхон);

- диалогическое направление (В. Библер);

- антропологическое направление (М. Мид);

- культурный релятивизм (М. Херсковиц);

- религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер).

Для более углубленного понимания этого вопроса желательно в зависимости от ваших интересов подготовить сообщение, посвященное теоретическим подходам известных отечественных и зарубежных культурологов к проблемам культурной динамики.

Обратите внимание, что одних авторов интересовали явления универсальные, свойственные всем человеческим сообществам. В рамках такого подхода возникло течение эволюционизма. [4]Дайте характеристику данного течения.

Другую группу теорий, трактующих развитие культуры, составили цивилизационные или циклические концепции [5].Раскройтеосновные идеи представителей этих концепций. Имейте в виду, что, они появились во многом как реакция на господствовавшее в XIX в. европоцентристское видение мировой истории. Культурный стандарт Европы принимался за образец, все остальные цивилизации оценивались в соответствии с этим стандартом.

В ходе изучения культурной динамики особый интерес у исследователей проявился и к проблеме культурогенеза,направленного на изучение процесса зарождения и развития материальной и духовной культуры человечества, происходящего в тесной связи со становлением и развитием орудий труда, материально-технической деятельности и социальных закономерностей. Охарактеризуйте основные концепции (орудийно-трудовая, игровая, символическая, натуралистическая) культурогенеза[6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: