Методические рекомендации. Анализируя литературу по первому вопросу,обратите внимание, что в петровское время культура нового времени получила мощный толчок для своего развития

Анализируя литературу по первому вопросу, обратите внимание, что в петровское время культура Нового времени получила мощный толчок для своего развития. Развитие национальной культуры оформило ее социальную функцию и позволило укрепить сословное деление общества, зафиксировать положение сословий в общественном сознании. Хотя религия и не утратила своего влияния на общественную жизнь, но произошла победа светского, рационального начала над церковным в области культуры: появляется новый взгляд на человеческую личность, происходит утверждение личностного начала в культуре. Ускорился темп взаимодействия культур разных стран, конфессий, регионов страны. Быстрые темпы развития общества привели к появлению и развитию новых сфер культуры, науки, светской живописи, художественной литературы. Произошла демократизация культуры: расширился круг производителей и потребителей культурных ценностей. Ускорилась система передачи культурных ценностей, появился новый механизм их распространения. В это время активизировался процесс просвещения: открывались светские, профессиональные школы, развивалось книжное дело. Усилился разрыв между этнической и национальной культурой.

Отвечая на второй вопрос, необходимоиметьв виду, что одновременно с процессом образования и развития нового класса – класса буржуазии – во второй половине XVIII в. происходит резкое усиление феодальной эксплуатации и развитие сословности. Крупнейшая в истории России крестьянская война под руководством Е. Пугачева была следствием социальных противоречий. Она оказала огромное воздействие на всю общественно-культурную жизнь страны. Идеи западноевропейского Просвещения воздействовали на общественное сознание россиян. В это время практицизм, целесообразность, характерные для духовной жизни первых десятилетий века, уступают место идейно-нравственным поискам нового идеала человеческих отношений, самого человека, его внешнего образа и внутреннего мира. Просвещение понимается часто как средство улучшения положения народа. Обратите внимание на развитие художественной культуры в это время, на успехи в развитии живописи, скульптуры, архитектуры, театра.

Характеризуя русскую культуру XIX в. в третьем вопросе, подчеркните, что Отечественная война 1812 г. и движение декабристов оказали мощное стимулирующее влияние на ее развитие. Рост материального производства, усложнение общественной жизни, появление классических образцов в художественной литературе, архитектуре, живописи позволяют говорить о первой половине XIX в. как о «золотом веке» русской культуры. В это время в русской культуре ярко выражен литературоцентризм. Обратите внимание на бурное развитие просвещения в XIX в. при всей сложности вопроса о государственной политике в вопросах образования и печати. В первой половине XIX в. происходило изменение художественного сознания общества: усиливалось внимание к человеку, его внутреннему миру, чувство не в меньшей мере, чем гражданский долг, стало признаваться законным побудительным мотивом поступков. Возникло одновременное осуществление разных художественных стилей: романтизма, реализма, критического реализма. В российской художественной культуре появились новые жанры.

Все изменения в культурно-исторической жизни страны второй половины XIX в. были тесным образом связаны с бурным развитием капитализма в России, толчком для которого стали буржуазные реформы эпохи Александра II. В этот период времени значительно продвинулось развитие науки, образования. Основным художественным направлением пореформенной эпохи становится критический реализм. Распространение революционно-демократической эстетики привело к появлению новой тематики в литературе, живописи, публицистике, театре, музыке. Развитие культуры в это время сопровождалось острой идейно-политической и идейно-художественной борьбой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: