Речевая недостаточность. К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и

К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляю­щаяся в лаконизме изложения в ущерб содержанию. На­пример, в предложении Давыдов решительно отказывает­ся отдать ключи от склада; он готов погибнуть, чем поступиться интересами великого дела, которому он безза­ветно служит недостает слова лучше (или скорее):...он готов лучше погибнуть, чем..., хотя в ином контексте со­четание готов погибнуть обладает вполне законченной семантикой.

Распространен в речи неоправданный пропуск связки при именном сказуемом: Одним из средств выразительно­сти, которое широко использует автор, ¾ сравнение (сле­дует является сравнение); пропуск структурно обязатель­ного местоимения в главной части сложноподчиненного предложения: Я закрыл глаза и представил себе, о чем пи­сал автор (следует представил себе то, о чем...); пропуск одного из компонентов словосочетания: Бытовые условия учителя желают лучшего (правильно оставляют желать лучшего); Каждый раз, когда речь об участниках Великой Отечественной войны, равнодушных в зале не остается (надо когда речь идет...).

В профессиональной речи и в просторечии часто пропускаются зависимые слова при семантически незакончен­ных лексемах. Так, существительные состояние, выражение, средство, осуществление, снижение и другие не могут употребляться без зависимых слов в форме родительного падежа: состояние невесомости (покоя, тревоги), выра­жение печали (тоски, испуга) и т.п. Обязательно требуют зависимых слов глаголы чувствовать (себя или что), опи­раться (на кого-что), участвовать (в чем) и др., прилага­тельные характерный (для кого-чего), свойственный (кому-чему) и т.д. Пропуск зависимых слов в подобных случаях приводит к лексической недостаточности: Он купил хоро­шее средство; Председатель и агроном объезжают поля, проверяют их готовность; Просторечную лексику автор использует как средство снижения.

Одной из причин речевой недостаточности в письмен­ной речи является перенесение в нее особенностей раз­говорной: пропуск структурно и семантически значимых единиц. Например: Больные надеются, мы им поможем (в письменной речи здесь необходим союз что:...что мы им поможем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: