План лекции. 1. Расчеты пропускной способностей карьерных дорог

1. Расчеты пропускной способностей карьерных дорог

2. Расчеты провозной способностей карьерных дорог

Краткое содержание лекции

Расчеты пропускной и провозной способностей карьерных дорог

Пропускная способность дороги определяет максимальное число машин, которые могут пройти в единицу времени через определенный пункт дороги, и зависит от числа полос движения, качества и состояния проезжей части дороги, скорости движения автомобилей:

N = KH, машин/ч

где v — расчетная скорость движения, км/ч; n — число полос дви­жения; Kн — коэффициент неравномерности движения (Кн = 0,5 ¸ 0,8);

S - интервал следования машин (расстояние видимости), м,

S = a + la + tд v + LТ, м;

а — допустимое расстояние между машинами при их остановке, м; la - длина машины, м; tд — время реакции водителя, ч (tд = 0,5 ¸ 1 с); Lг — длина тормозного пути, м.

На дорогах с уклоном до 5% возможная скорость движения ограничивается максимальной конструктивной скоростью машины, условиями безопасности движения и ровностью покрытия. Практически скорость движения не превышает 75 - 85% от конструктивной при бетонных покрытиях на постоянных дорогах, 70 - 80% - при черных щебеночных и гравийных покрытиях, 50 - 70% - при щебеночных и гравийных, 12 - 16 км/ч - на неукатанных забойных и отвальных дорогах (табл. 8). В траншеях с уклоном 8% скорость автосамосвалов составляет 14—15 км/ч. Скорость подъезда автомашин к погрузочным и разгрузочным пунктам не превышает 8—10 км/ч, в том числе при движении задним ходом. Продолжительность разгона груженых автосамосвалов до стадии установившегося движения — 30—35 с.

При расстоянии перевозок менее 1,5 км средние скорости движения снижаются: при 1 км — на 10%, 0,5 км — на 20%, 0,25 км - на 30%. Скорость движения порожних машин на 15 - 25% выше, чем груженых. В весенний и осенний периоды указанные выше значения скоростей снижаются в среднем па 23 - 28%. Скорости снижаются также в ночное время (на 8—10% у груженых и на 16 - 17% у порожних машин) и при интенсивном движении (200—300 машин в час)-

Таблица 8

Рекомендуемые для технологических расчетов скорости движения карьерных автомобилей, км/ч

Тип покрытий и удельное сопротивление движению Автосамосвалы Тягачи с полу- прицепами
Грузоподъемность, т
до 7 10-27 40-75 45-120
Усовершенствованные капитальные, w0 = 20кгс/т* Усовершенствованные облегченные, w0 = 30кгс/т Переходные, w0 = 40кгс/т Низшие (грубоспланированные проезды), w0 = 60кгс/т _______________ * w0 - сопротивление качению.        

в случав отсутствия дополнительного уширения проезжей части дорог на 2 - 3 м.

Безопасная скорости движения по криволинейным участкам дороги радиусом R, м

Vбез = м/c.

Длина тормозного пути LТ при движении большегрузных автосамосвалов на спусках с уклоном 4 - 8% (щебеночная дорога) составляет 22—25 м; при скорости движения около 50 км/ч тормозной путь при уклоне 10% равен 80 - 120 м для груженых и 60 – 80 м для порожних автосамосвалов.

На горизонтальных прямолинейных участках откаточных дорог м обычных условиях величина S = v + 0,04 v 2 + 6, м и должна быть по менее 50 м для машин, следующих друг за другом. Расстояние видимости встречных машин при пересечении дорог должно быть соответственно вдвое больше. С повышением категории дороги и расчетной скорости движения S возрастает с 50 до 75 м. На наклонных участках дорог расстояние видимости также возрастает вследствие увеличения LТ. На горизонтальных кривых расстояние видимости обеспечивается устранением препятствий для зрения внутри кривой или увеличением их радиуса.

Ограничивает пропускную способность, как правило, не перегон, а пункт примыкания забойной дороги к магистральной. Безопасный интервал следования машин S при высокой интенсивности движения (свыше 100 машин в час) определяется порядком вписывания отдельных грузопотоков рабочих горизонтов в общий грузопоток откаточной дороги в капитальной траншее. Наибольшая интенсивность движения характерна для пункта примыкания верхнего (па нагорных карьерах — нижнего) горизонта, где общий грузопоток формируется окончательно.

При правостороннем примыкании горизонта к капитальной траншее (рис. 174, а) пропускную способность пункта примыкания ограничивает пересечение порожними автосамосвалами, следующими на данный горизонт, грузовой полосы основной дороги (точка Б), и то время как въезд на дорогу груженых самосвалов с горизонта (точка В) не является ограничивающим. Если при подходе порожнего автосамосвала к точке А пункт Б занят груженым самосвалом, первый должен снизить скорость движения или остановиться.

Чтобы избежать остановки всех далее следующих машин, интервал их следования, обеспечивающий беспрепятственное движение, в данном случае должен быть не менее 70 м, а скорость движения не должна превышать 10—12 км/ч.

При левостороннем примыкании рабочего горизонта к капитальной траншее происходит двойное пересечение грузопотоков: при пересечении гружеными машинами порожняковой полосы (точка Б) и при въезде их на грузовую полосу дороги (точка В). Поэтому интервал следования в этом случае должен быть увеличен до 100 м.

При указанных значениях расчетной видимости и скорости движения машин максимально допустимая (по условиям безопасности вписывания грузопотоков) пропускная способность одной полосы дороги и капитальной траншей составит при правостороннем примыкании горизонта 170 машин/ч, при левостороннем примыкании 120 машин/ч.

При одностороннем (кольцевом) движении порожних и груженых машин по отдельным дорогам грузопотоки не пересекаются, сохраняются лишь въезды (съезды) груженых (порожних) машин на грузовую (с порожняковой) дорогу. В этих условиях интервал следования машин может быть наименьшим (50м), а пропускная способность дороги составит 250 машин/ч.

Провозная способность дорогиопределяется возможным объемом груза, перевозимого по дороге в единицу времени:

W = NVa, м3

где Va" — фактический объем породы, перевозимой автомобилем, м3.

При недостаточной провозной способности одной полосы дороги обеспечить требуемый грузооборот возможно путем перехода к одностороннему (кольцевому) движению машин или увеличения числа дорожных полос, а также за счет рассредоточения грузопотоков и увеличения грузоподъемности машин. В конкретных условиях эффективным может оказаться одно или комбинация перечисленных мероприятий. Например, при двухстороннем примыкании рабочих горизонтов к капитальной траншее увеличение числа дорожных полос нерационально, так как в пунктах примыкания машины будут пересекать до трех полос движения. Кроме того, расширение проезжей части дороги вызовет соответствующее увеличение объемов горно-подготовительных работ и рост капитальных затрат.

Учет вывезенной горной массы по числу рейсов автомашин, их грузоподъемности и плотности породы весьма неточен (до ± 8 - 10%). Применение средств автоматики позволяет повысить точность и оперативность учета, а также оценивать в процессе работы фактические показатели для контроля за использованном оборудования.

Основным учетным показателем является вес груза в автомашине, для определения которого используются автомобильные весы, устанавливаемые обычно на стационарных пунктах разгрузки, или весовые устройства, встраиваемые в дорожное полотно. Однако такие устройства не дают возможности регулировать загрузку автомашин. Такое регулирование достигается при использовании системы автоматического учета и контроля, монтируемой на самом автомобиле

В приведенной схеме через датчики, размещенные под кузовом машины, информация о ее загрузке (в виде электрических импульсов) поступает в блоки учета массы и контроля загрузки. При достижении установленной нормы массы породы и кузове блок загрузки включает сигнальные устройства, оповещающие водителя и машиниста экскаватора о конце погрузки. В блоке учета нарастающим итогом ведется подсчет перевезенного машиной груза, что в конце смены отмечается в путевом листе водителя. Схема может быть дополнена автоматическим радиопередатчиком, информирующим о загрузке автомобиля диспетчерский пункт.

Тема 6. Схемы бульдозерного отвалообразования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: