Особенности художественной культуры ислама

Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в странах этого региона.

Архитектура и искусство. В области изобразительного искусства запрещается реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений растительности, геометрических фигур и изящных надписей арабской вязью. Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом.

В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах.

В ниабольшей степени проявляются национальные особенности арабоязычных стран в декоративно-прикладном искусстве – росписи на тканях, керамике, металлических сосудах и др. В целом декоративно-прикладное искусство не вполне согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство было подчинено религиозным установкам.

Мечеть (араб. «масджид» - место, где совершают земные поклоны) как основное культовое сооружение возводится с 7-8 вв. в подражание христианским храмам. Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину - 4-хугольный двор с навесом вдоль стен. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем должны отсутствовать идолы или изображения живых существ. Любое здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи. Использовали христианские церкви, храмы зороастрийцев, языческие храмы, к которым пристраивали двор с водоемом для омовения.

Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет (от араб. – «маяк») - башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять единый ансамбль с мечетью или строился отдельно. Имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни. Количество минаретов различно, но чаще – два, что символизирует руки, возносящие молитвы Богу.

Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, направление в сторону Мекки. Туда лицо молящегося. Прежде чем принять согбенную позу молитвы, человек предстает перед Богом во весь рост. Михраб должен напоминать жемчужину, т.к. именно ее Бог сотворил первой. Справа от михраба минбар - кафедра для проповедника, а в центральной мечети рядом отгораживается деревянной решеткой максуда - павильон для правителя и иных высокопоставленных лиц.

С самого начала мечеть не только молитвенное, но и общественное здание (резиденция правителя, казна, место для хранения важных документов, суд, школа, ночлег для странников). Постепенно мечеть освобождается от светских функций, но нет обряда освящения храма. В мечети требуется чистота, снять обувь, женщины молятся отдельно.

Архитектура мечети - космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущного; пространство купола - Дух; само здание - символ земного бытия. Часто надписи над дверями мечетей предупреждают о входе в иное пространство. Особая символическая роль порога в исламе. Вход в мечеть всегда открыт.

Существует устойчивая символика цвета: белый символизирует ислам; желтый - веру; темно-синий - божественную милость; зеленый - устойчивый покой; красный - интуитивное знание; черный - страстную любовь к богу.

Перед молитвой раздается пение муэдзина -«призывающего». С минарета, повернувшись в сторону Мекки, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»).: «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Идите на молитву. Ищите спасения».

К наиболее известным ранним памятникам относится мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), перестроенная христианская базилика.. Чудом архитектуры мавританской Испании является соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в 10 в. Внутренний объем мечети разделен 800 колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал из мрамора, порфира и яшмы освещается 1000 подвесных серебряных лампад.

В Испании (Гранада) в 14 в. был построен знаменитый архитектурный ансамбль дворец Альгамбра.

В Средней Азии и Иране наряду с колонной мечетью получили распространение 4-х айванные ансамбли (айваны -сводчатые залы, открывающиеся во внутренний двор мечети). Айваны используются и как место для занятий По углам фасада высятся минареты. Например, Площадь Регистан в Самарканде, образованная тремя порталами медресе. Мечеть Биби-ханым в Самарканде (1404). По замыслу Тимура самое величественное здание на земле. Вход в мечеть - через арку, между двух 8-гранных минаретов.

Грандиозные купола Самарканда облицованы керамической плиткой сине-голубого цвета, сливающегося с небом. Наружные стены украшены мозаикой, во внутреннем убранстве преобладает растительный орнамент и сочетание синего и золотого.

Семейная усыпальница Тимура - Гур-Эмир (нач. 15 в.). На 8-гранном основании - высокий барабан, на котором покоится ребристый голубой купол. Внутри мрамор, до высоты человека - нефрит. Из темного нефрита надгробие Тимура, окруженное ажурной мраморной оградой.

В Индии в 13 в. сформировались особенности местной архитектуры: сочетание камней разных пород и цветов, здания на платформе и украшались по углам шлемовидными куполами. Период Великих Моголов (16-17 вв.) - сочетание изящества с грандиозностью - мавзолей Тадж-Махал (Агра, 1632-1650).

Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п. Города не изолировались - выход в степь для выгона скота. Через центр города дорога -как в Мекке. В центре мечеть и дворец, окруженные обширным рынком. Позднее дворцы на краю. Каждому племени свой квартал: город объединял всех вокруг веры.

Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. «Когда арабы жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний памяткой о битвах и родословиях», – отмечал ал-Бируни (973- ок.1050). Главным жанром поэзии была касида (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных, о любви.

Расцвет арабоязычной поэзии приходится на 9-11 вв. Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама.

В Испании благодаря творчеству Ибн Кузмана (1080-1160) возник своеобразный жанр строфической поэзии – заджал (мелодия), который повлиял на формирование ранней провансальской лирики и поэзии вагантов.

Среди прозаических произведений получает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в 12 в. на основе городского фольклора. В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетается с цинизмом и плутовством. Также в 12 в. на основе фольклора многих народов халифата окончательно сложился цикл сказок «1001 ночь».

До середины 9 в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана – арабском (в основном – поэмы). Потом возникла вторая исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся затем в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической поэмы, самые известные из которых «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами (ок.1141-1209).

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось развитие точных наук и философии. Арабы усердно изучали и переводили произведения греческих классиков, ученых Индии и других стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птоломей был хорошо известны арабским ученым, а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов, - медресе (от араб. «изучать»). Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в Каире, Кордове и др. городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым.

В медицине арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов. Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Авицена, 980-1037), таджик по национальности. Главное его произведение – «Канон врачебной науки», в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными».

Средневековый математик Аль-Хорезми (787-ок.850) прославился своими сочинениями по алгебре (это слово арабское), его имя вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам – алгоритм. Аль-Хорезми вычислил размеры Земли, которая признавалась им как шарообразное тело.

Общепризнаны достижения арабских философов. Среди них практически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на проблемы мироздания.

В 8 в. возникло движение кадаритов, которые поставили под сомнение догмат о фатальной предопределенности судьбы человека. На основе рационализма греческих философов отстаивали идею свободной воли, т.е. ответственности человека за свои поступки.

Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, отрицал бессмертность индивидуальной души. На основе учения Ибн Рушда в Европе возникло материалистическое направление «латинского аверроизма».

Значительный вклад в развитие мировой науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. С конца 7 в. на арабском, также персидском, турецком, малайском непрерывно писались труды по всемирной истории и отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. Интерес и к культуре других народов: описания путешествий, достопримечательностей, происшествий и глобальных событий.

Хотя историческое повествование было рассчитано не только на интеллектуалов, но исследуются сложные проблемы философии истории - Бируни в 11 в. обзор по категории времени.

Если в Западной Европе единая хронология формируется с 11 в., в исламе - с 8 в. Анализ достоверности письменных или устных источников, сопоставление, критический анализ. Образец «История» Ат-Табари 10 в.

Обычай хронологической организации материала позволил 14 в. Ибн Хальдуну осмыслить взаимосвязь исторических событий и проследить возникновение, развитие и упадок отдельных социальных общностей (арабов, берберов, персов, византийцев). Любое общество, по Ибн Хальдуну, колеблется между кочевым и городским образом жизни. Развитие происходит под влиянием экономических и политических процессов (внутренний источник).

Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего средневековья способствовали возникновению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и одновременно культурно-историческая устойчивость. На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии приобрели общемусульманское значение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: