Развитие науки. Понятие научной революции

Развитие науки связано с проблемами структуры научного знания.

К. Поппер объясняет развития науки ее критическим характером, т.е. оно идет через опровержение и смену теорий и представляет собой непрерывный процесс пересмотра знаний.

По мнению Т. Куна, развитие науки есть революционный процесс смены парадигм или дисциплинарных матриц.

Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые определяют модели постановки научных проблем и способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения задач. На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. В результате смены парадигмы происходит смена стандартов научности.

Позднее Т. Кун заменил понятие парадигмы понятием дисциплинарной матрицы. Дисциплинарные матрицы принуждают ученого к определенному образу мышления и поведения и определяют тот тип научности, который доминирует в данную конкретную эпоху. В состав дисциплинарной матрицы входят: общепринятые символические обобщения; философские представления; ценности; образцы или признанные примеры.

Т. Кун выделяет два этапа развития науки – период нормальной науки и период кризиса. Нормальная наука – это развитие научного знания в рамках определенной парадигмы. Момент смены парадигм Т. Кун называет кризисом в науке.

К позиции Т. Куна очень близка интерпретация процесса развития науки и концепция И. Лакатоса. Он считает, что развитие науки происходит через смену научно-исследовательских программ. И. Лакатос выделяет два этапа развития научно-исследовательской программы – прогресс и регресс, граница этих стадий – «пункт насыщения». Научное сообщество всякий раз совершает выбор в пользу более прогрессивной, эвристичной исследовательской программы, которая постепенно вытесняет предыдущую и со временем ее разделяет все научное сообщество. Процесс смены научно-исследовательских программ называется научной революцией.

Если Т. Кун и И. Лакатос рассматривают процесс развития науки как единство рациональных и иррациональных моментов, то П. Фейерабенд считает историю науки полностью иррациональной. Он выдвигает принцип пролиферации (размножения) теорий, согласно которому развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий.

Развитие науки не является монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире. Появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций.Революция в науке – это коренная ломка, глубокое преобразование ее теоретического содержания и методов познания. В отличие от социальной революции, она может длиться десятилетия и давать начало развитию нового научного направления. В результате научной революции происходит смена существующей точки зрения по какой-либо проблеме на другую, чаще всего совершенно противоположную. Научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает формирование принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, приводит к появлению новых методов его познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: