Биоэтика

Глубокое проникновение биологии в различные сферы общественной жизни людей потребовало и новых форм контроля со стороны общества за использованием ее научных достижений. Однако зачастую более действенными оказываются общепринятые нормы нравственности, морали, хотя они и не опираются на какую-либо организационную структуру. Секрет особой эффективности норм нравственного регулирования – в силе привычки, традиции, обычая, а также в их универсальном, всеохватывающем характере. Моральные нормы чаще всего не нуждаются в контроле со стороны какой-либо внешней силы, ибо они опираются на некий внутренний контроль, заложенный в душе каждого человека.

Именно спецификой морали и объясняется появление в последние годы новой сферы профессиональной этики – биологической.

Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы добра и зла, совести, долга, чести и т.д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии, а также в ходе практического применения ее результатов.

Выделение биоэтики в особую сферу этических знаний было продиктовано возникновением в процессе развития биологии и ее практического использования ряда острых проблем, требующих специального этического осмысления. Первоочередной среди них стала угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только политики, но и ученые, особенно физики, химики, биологи. В связи с достижениями биологических наук возникли и некоторые, скажем так, частные проблемы. Например, целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его "права на смерть", проведения научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для клонирования (копирования) животных и людей.

В ходе решения биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики, некоторые из которых широко признаны уже сегодня.

1. Принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность. Если жизнь является высшим проявлением упорядоченности, организованности в мире природы, то этика – есть высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе. Учитывая это глубокое родство между феноменом жизни и этикой, следует постоянно учитывать этические нормы как в науке, так и на практике.

2. Признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип "благоговения перед жизнью".

3.Принцип гармонизации системы "человек–биосфера", выдвигающий в качестве самой актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой, требующий от ученых и практиков все более полного учета биологических оснований социального бытия, упорного поиска путей превращения биосферы в ноосферу и предотвращения возможности ее уничтожения.

На основе этих основных принципов и должен складываться будущий свод правил и норм биологической этики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: