Мая 1956 г

... Сложившееся положение требует от народов и от правительств, несущих ответственность за судьбы своих государств, принятия действенных мер к пре­кращению гонки вооружений, к предотвращению возникновения новой войны. Дальнейшее улучшение международного положения может и должно быть до­стигнуто прежде всего на путях сокращения вооружений, на путях проведения эффективных мер, направленных к разоружению. Что касается Советского Союза, то он сразу же после окончания второй мировой войны провел ряд ме­роприятий по решительному сокращению своих вооруженных сил военного времени, демобилизовав из Советской Армии 33 призывных возраста. <...>

Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов пред­ставляет атомная война, Советское правительство придает важнейшее значение запрещению атомного и водородного оружия. Именно поэтому мы предлагали и предлагаем безотлагательно принять решение о полном запрещении атомного и водородного оружия, о прекращении его производства и об уничтожении имеющихся запасов этого оружия с тем, чтобы великое открытие человечества атомная энергия - служила исключительно мирным целям. <...>

Желая внести новый вклад в дело разоружения и обеспечения мира и стремясь к созданию еще более благоприятных условий для мирного хозяйственное, и культурного строительства в Советском Союзе, правительство СССР приняло следующее постановление:

1. Провести в течение одного года, а срок до 1 мая 1957 г., новое, еще более значительное сокращение численности Вооруженных Сил Советского Союза, а именно на 1200 тыс. человек, сверх проведенного в 1955 г. сокращении Вооруженных Сил СССР на 640 тыс. человек.

2. В соответствии с этим расформировать 63 дивизии и отдельные бригады, в том числе расформировать находящиеся на территории Германской Демокра­тической Республики 3 авиационные дивизии и другие боевые части численно­стью более 30 тыс. человек.

Расформировать также часть военных училищ Советской Армии. Поставить на консервацию 375 боевых кораблей военно-морского флота.

3. Соответственно сказанному выше сократить вооружения и боевую технику Вооруженных Сил СССР, а также расходы Советского Союза на военные нужды по государственному бюджету СССР.

4. Уволенным из состава Вооруженных Сил военнослужащим предоставить возможность устройства на работу в промышленности и сельском хозяйстве.

<...> Советское правительство готово будет рассмотреть вопрос о дальней­шем сокращении Вооруженных Сил СССР, если западные державы - Соеди­ненные Штаты Америки, Англия и Франция - со своей стороны проведут соот­ветствующее сокращение своих вооруженных сил и вооружений. <...>

50 лет борьбы СССР за разоружение. Сб. документов. М., 1967. С. 309-317

2. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОЕННОГО ИСТОРИКА В. ФОМИНА О ВЕНГЕРСКИХ СОБЫТИЯХ 1956 г.

В конце октября - начале ноября 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание против навя­занной стране советской модели социалистического развития. В его подавлении участвова­ли вооруженные силы государств - участников Организации Варшавского Договора, в том числе советские войска.

<...> В марте 1956 г. изнаших войск в Венгрии был создан Особый корпус, я занял должность спецпропагандиста в его политотделе. <...>

Корпус подчинялся непосредственно Министерству обороны в Москве, по­этому он и стал называться Особым. Входили в него двемеханизированные и две авиационные дивизии. Перед корпусом стояла задача в случае нападения войск НАТО оказать помощь венгерской армии. Никаких других задач перед войсками не ставилось. <...>

В октябре 1956 г. венгерская общественность, и особенно молодежь, были взбудоражены событиями в Польше, где после расстрела летом демонстрации в Гданьске не прекращались забастовки. 23 октября венгерские студенты собира­лись провести демонстрацию под лозунгом солидарности с польской молоде­жью. У демонстрантов был также список требований из 14 пунктов. Молодежь не ставила перед собой целей ниспровержения социалистического строя. Речь шла о его улучшении, чему, по их мнению, мешало одиннадцатилетнее пребы­вание на венгерской земле советских войск.

Другими словами, речь шла о продолжении реформ, начатых правительст­венной программой еще в 1953 году. Группа демонстрантов двинулась к зданию радио, которое защищали войска государственной безопасности. Начался штурм здания, в ходе которого прозвучали первые выстрелы. Здание в конце концов было захвачено... Жертвы были с обеих сторон. Другая, еще большая толпа, направилась уничтожать памятник Сталину, который срезали автогеном и сбросили с пьедестала. От "Вождя народов" остались только сапоги.

Примерно в это же время начался захват оружия и боеприпасов в полицей­ских участках, в том числе и на патронном заводе. После восьми часов вечера посол СССР в Венгрии Ю.В. Андропов передал военным просьбу венгерского правительства ввести в Будапешт часть войск Особого корпуса для "поддержания порядка". И Особый корпус двинулся в Будапешт. <...>

После 28 октября, когда правительство Имре Надя объявило события "на­родным движением", нахождение наших войск в Будапеште стало ненужным. Одновременно венгерское правительство поставило вопрос о выводе советских войск из Венгрии вообще. Наше правительство дало согласие на переговоры по этому поводу. Решение о "народном движении" стало настоящей трагедией для венгерских защитников существующей власти, которые честно выполняли свой долг. 30 октября экстремисты разгромили горком партии в Будапеште, расстре­ляв без суда и следствия его защитников. Как раз в тот момент наши войска из Будапешта выходили. Что же касается переговоров о выводе наших войск из Венгрии, на которых я присутствовал в качестве переводчика, то им, как выяс­нилось позже, отводилась другая роль. 3 ноября 1956 года наша военная деле­гация во главе с заместителем начальника Генерального штаба ВС СССР гене­ралом Армии М.С. Малининым прибыла в Будапешт. Переговоры проводились в парламенте. В конце их договорились, что окончательное решение будет при­нято на встрече в расположении наших войск, вечером... Когда все вопросы были решены, венгерская делегация ждала машин, чтобы ехать в Будапешт, и мы даже предложили им по бокалу вина, в комнате появилась группа сотруд­ников КГБ во главе с председателем комитета генералом армии И. А. Серовым. Члены венгерской делегации были арестованы. <...>

2 ноября 1956 года главнокомандующий Объединенными силами Варшав­ского Договора Маршал Советского Союза И.С. Конев... поставил боевую зада­чу: "ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште". Для этого кор­пус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государст­венного руководства во главе с Н.С. Хрущевым. Свое решение они приняли... по просьбе венгерских коммунистов, руководства Китая, Югославии и стран -участниц Варшавского Договора.

Комсомольская правда. 5 декабря 1990 г.

3. ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США ДЖ. КЕННЕДИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Н.С. ХРУЩЕВУ

В мае 1962 г. руководство страны по настоянию Председателя Совета Министров СССР и первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева приняло решение об оказании воен­ной помощи Кубе. Летом того же года на Кубу были направлены суда с военным грузом (в частности, с ракетами среднего радиуса действий), о чем стало известно президенту США Джону Кеннеди. Президентом США был установлен 23 октября карантин: Вооружённым силам США был отдан приказ не допускать поставок наступательного оружия и относящихся к нему материалов на Кубу. Суда, следовавшие на Кубу, должны были подвергаться досмотру, а в случае неподчинения - задерживаться и направляться в одни из портов США до получения соответствующих указаний.

Переписка Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева относится ко времени "Карибского ядерного кризиса", поставившего мир на грань мировой войны.

23 октября 1962 г.

Я думаю, Вы признаете, что первым шагом, послужившим началом нынеш­ней цепи событий, было действие Вашего правительства, выразившееся в тай­ной поставке на Кубу наступательного оружия. Мы будем обсуждать этот во­прос в Совете Безопасности. Тем временем я озабочен тем, чтобы мы оба про­явили благоразумие и не сделали ничего такого, что позволило бы событиям еще более затруднить, по сравнению с тем, что уже имеет место, удерживание положения под контролем.

Я надеюсь, что Вы немедленно дадите необходимые инструкции вашим су­дам соблюдать условия карантина, основа которого была создана голосованием Организации американских государств1 сегодня после полудня и который всту­пит в силу в 14.00 по гринвичскому времени 24 октября.

Международная жизнь. 1992. Спец. выпуск. С. 14.

______________________

1 На заседании Совета Организации американских государств 23 октября была приня­та предложенная США резолюция с требованием немедленного демонтирования и вывоза с Кубы всех реактивных снарядов и оружия наступательного характера. Государствам -участникам Организации рекомендовалось использовать все меры для недопущения полу­чения Кубой наступательного оружия.

4. ИЗ ПОСЛАНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА ДЖ. КЕННЕДИ 24 октября 1962 г.

Получил Ваше письмо от 23 октября, ознакомился с ним и отвечаю Вам.

Представьте себе, господин Президент, что мы поставили бы Вам те ульти­мативные условия, которые Вы поставили нам своей акцией. Как бы Вы реаги­ровали на это? Думаю, что Вы возмутились бы таким шагом с нашей стороны. И это было бы нам понятно.

Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Ва­шем письме, то его, как это принято в международной практике, могут уста­навливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона. Существуют, например, карантины на сельскохозяйственные товары и продукты. Но в данном случае речь идет совсем не о карантине, а о гораздо более серьезных вещах, и вы это сами понимаете.

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже не апеллируете к разуму, а хотите за­пугать нас.

Нет, господин Президент, я не могу с этим согласиться и думаю, что внут­ренне Вы признаете мою правоту. Убежден, что на моем месте Вы поступили бы так же...

Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования меж­дународными водами и международным воздушным пространством - это акт аг­рессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам совет­ских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров... Конечно, мы не будем просто наблю­дателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права.

Международная жизнь. 1992. Спец. выпуск. С. 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: