Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Учебная дисциплина Конфликтология не является обязательным компонентом в подготовке дипломированных специалистов по экономическим направлениям

Учебная дисциплина Конфликтология не является обязательным компонентом в подготовке дипломированных специалистов по экономическим направлениям. Это принципиально новая дисциплина из гуманитарного цикла, основное назначение которой состоит в повышении общей культуры и эрудиции обучаемых в области конфликтологии.

Современный специалист в области экономики и менеджмента должен обладать не только глубокими профессиональными знаниями, но и широкой гуманитарной культурой. Преподавание данной дисциплины позволяет на основе изучения психологических концепций сформировать у студентов целостный взгляд на развитие конфликтов, их разрешение в различных сферах жизни человека и общества..

Структура учебной дисциплины включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, заканчивается – зачетом. Лекционные и семинарские занятия ведутся классическим методом. Для лучшего усвоения учебного материала студентами экономических специальностей, в ходе лекций целесообразно приводить примеры по каждому рассматриваемому понятию и определению. Практические занятия целесообразно проводить в форме тестирования. Причем каждое такое занятие необходимо планировать и проводить после 2-3 лекций, либо блока: 1-2 лекции + семинарское занятие. Для этого общий тест разделяется по темам, либо блокам тем. По окончании изучения учебной дисциплины перед проведением зачета, рекомендуется провести практическое занятие по прохождению общего теста.

Успешное изучение дисциплины невозможно без грамотно организованной самостоятельной работы студентов. Поэтому студентам необходимо использовать следующие виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа над пройденным лекционным материалом:

· работа с основной и дополнительной литературой;

· отработка конспекта лекций по дисциплине.

2. Самостоятельная работа по восстановлению пропущенных лекций.

3. Самостоятельная работа по выполнению заданий преподавателя, подготовке к практическим, семинарским занятиям.

4. Самостоятельная работа по подготовке к испытаниям промежуточной аттестации (зачету).

5. Самоконтроль степени усвоения учебного материала.

В помощь студентам при самостоятельной работе преподаватель должен рекомендовать использование электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, доступ к которому можно получить из любого компьютера локальной сети филиала, так и через Интернет-сайт филиала.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов, преподавателю целесообразно использовать следующие формы деятельности:

1. Консультации.

2. Выдача заданий на самостоятельную работу, семинарские и практические занятия.

3. Методическое обеспечение самостоятельной работы.

4. Информационное обеспечение самостоятельной работы.

5. Контроль качества самостоятельной работы студентов.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Предмет, объект, цели конфликтологии.

2. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

3. Концепция социал-дарвинизма. Представители, особенности.

4. Конфликтный функционализм Г.Зиммеля.

5. Общая теория конфликта К. Боулдинга

6. Функциональная концепция конфликта Т. Парсонса.

7. Особенности рассмотрения конфликта в теории Л. Козера.

8. Концепция конфликта Р. Дарендорфа.

9. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.

10. Понятие конфликта: позиции, их специфика.

11. Структурная модель конфликта.

12. Причины и факторы конфликтов.

13. Классификация конфликтов.

14. Признаки конфликтной ситуации.

15. Динамическая модель конфликта.

16. Динамика межгрупповых конфликтов.

17. Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность.

18. Поведенческие и структурные изменения сторон конфликта на этапе эскалации.

19. Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.

20. Прогнозирование конфликта как форма стратегического управления.

21. Способы предупреждения конфликта.

22. Способы регулирования конфликтов.

23. Посредничество как способ регулирования конфликтов (формы, методы).

24. Роль руководителя коллектива в регулировании конфликтов.

25. Формы завершения конфликта.

26. Конфликты в организации: типология, специфика.

27. Понятие группового конфликта: типология, специфика, формы регулирования.

28. Трудовые конфликты, пути их разрешения.

29. Понятие стиля поведения в конфликте.

30. Межличностные конфликты: определение, особенности.

31. Причины межличностных конфликтов.

32. Особенности конфликта «по вертикали».

33. Способы управления межличностными конфликтами.

34. Стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

35. Стили конфликтного поведения.

36. Технологии предупреждения конфликтов.

37. Способы разрешения социальных конфликтов.

38. Методы управления конфликтами.

39. Последствия социальных конфликтов.

40. Понятие и особенности внутриличностного конфликта.

41. Способы разрешения внутриличностного конфликта.

42. Семейные конфликты и их особенности.

43. Классификация семейных конфликтов.

44. Причины супружеских конфликтов.

45. Конструктивные и деструктивные функции супружеских конфликтов.

46. Пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов

47. Причины конфликтов между родителями и детьми.

48. Примирительные процедуры при трудовых конфликтах.

49. Предупреждение и разрешение трудовых конфликтов.

50. Правила ведения переговоров по спорным вопросам.

Преподаватель Э.И.Ларкина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: