Критерии социального обеспечения

Источники финансирования.

социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального

страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,

Государственного фонда занятости населения РФ

Круг лиц, подлежащих обеспечению

нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда;

Условия предоставления обеспечения

К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные

обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной

жизненной ситуации.

Цель предоставления обеспечения

Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.

Таким образом, под с оциальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

3. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения1 — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями.

Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно- обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Понятие правоотношения по социальному обеспечению — это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретном их виде.

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).

Первый и второй виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

1) пенсионные;

2) по выплате пособий, социальных компенсаций;

3) по предоставлению социальных услуг.

Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное

право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — пре доставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме).

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.

4. Система социального обеспечения

Систему социального обеспечения принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты1. Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части:

субъекты права социального обеспечения,

снования обеспечения, его виды

принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект

регулирования. К ним относятся следующие институты:

трудовой стаж,

пенсии,

пособия,

компенсационные выплаты,

оциальное обслуживание,

медицинская помощь и лечение,

льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на пединституты.

Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую

часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и

перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью

этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

5. Понятие, признаки социального государства

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

признаки социального государства:

1. исторически определенные сущность, тип и форма государства, каковым может быть только государство, в котором интересы большей части населения в своей основе совпадают с интересами социальных сил, держащих бразды политической власти и находящихся у руля управления социальными процессами, творящих политику1; таковым может быть только экономически, политически и духовно развитое, стабильное и относительно социальное государство;

2. политика, ее народные сущность, характер, функции;

3. определенная, а именно социальная направленность политики;

4. комплексность социально-политических черт и мер политики государства;

5. социальная защищенность личности, ее прав и свобод, обеспечивающая стабильность и прогрессивное развитие гражданского общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что основу социального государства составляют социальные права человека.

6. Система государственных пособий в РФ

Все существующие в настоящее время пособия по целевому назначению можно разделить на три группы.

Первую группу составляют пособия, которые выплачиваются гражданам вместо утраченного заработка в период, когда они в силу объективных причин не имеют возможности заработать себе средства на жизнь:

·по временной нетрудоспособности;

·по беременности и родам;

·при усыновлении ребенка;

·по безработице;

·супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Во вторую группу входят пособия, которые можно расценить как помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить в течение длительного периода повышенные по сравнению с обычными расходы:

·единовременные пособия при рождении ребенка;

·на погребение умершего члена семьи;

·работникам медицинских учреждений в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

·при возникновении поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных болезней;

·ежемесячное пособие на ребенка.

В третью группу можно объединить пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный здоровью вред. В первую очередь имеются в виду пособия, полагающиеся военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти. Аналогичная выплата лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений, называется компенсацией.Несколько пособий в эти три группы не вошли, поскольку их направленность весьма специфична:

·социальное пособие, предусмотренное упомянутым ранее Федеральным законом от 17.07.99 № 178-ФЗ;

·единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние (до 12 недель) сроки беременности;

·выходные пособия при увольнении с работы по найму и с военной службы.

Отдельно следует сказать о названном в Федеральном законе от 16.07.99 № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” пособии в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. Появление этого пособия среди видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию было обусловлено принятием Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Однако Закон 1999 г. неточно воспроизвел ст. 8 и 9 Закона 1998 г.

7. Система государственных пособий гражданам, имеющим детей

В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий гражданам, имеющим детей:

·пособие по беременности и родам;

·единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

·единовременное пособие при рождении ребенка;

·ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

·ежемесячное пособие на ребенка;

·единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: