Источники финансирования.
социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального
страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
Государственного фонда занятости населения РФ
Круг лиц, подлежащих обеспечению
нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда;
Условия предоставления обеспечения
К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные
|
|
обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной
жизненной ситуации.
Цель предоставления обеспечения
Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.
Таким образом, под с оциальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
3. Правоотношения в сфере социального обеспечения
Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения1 — обязан обеспечить эту реализацию.
|
|
Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями.
Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.
Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно- обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.
Понятие правоотношения по социальному обеспечению — это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретном их виде.
Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:
1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).
Первый и второй виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).
Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:
1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:
1) пенсионные;
2) по выплате пособий, социальных компенсаций;
3) по предоставлению социальных услуг.
Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное
право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — пре доставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме).
Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта — соответствующего органа — провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.
|
|
Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.
4. Система социального обеспечения
Систему социального обеспечения принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты1. Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.
В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части:
субъекты права социального обеспечения,
снования обеспечения, его виды
принципы права социального обеспечения.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект
регулирования. К ним относятся следующие институты:
трудовой стаж,
пенсии,
пособия,
компенсационные выплаты,
оциальное обслуживание,
медицинская помощь и лечение,
льготы по системе социального обеспечения.
Каждый из указанных институтов делится на пединституты.
Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую
часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и
перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью
этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.
5. Понятие, признаки социального государства
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
|
|
признаки социального государства:
1. исторически определенные сущность, тип и форма государства, каковым может быть только государство, в котором интересы большей части населения в своей основе совпадают с интересами социальных сил, держащих бразды политической власти и находящихся у руля управления социальными процессами, творящих политику1; таковым может быть только экономически, политически и духовно развитое, стабильное и относительно социальное государство;
2. политика, ее народные сущность, характер, функции;
3. определенная, а именно социальная направленность политики;
4. комплексность социально-политических черт и мер политики государства;
5. социальная защищенность личности, ее прав и свобод, обеспечивающая стабильность и прогрессивное развитие гражданского общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что основу социального государства составляют социальные права человека.
6. Система государственных пособий в РФ
Все существующие в настоящее время пособия по целевому назначению можно разделить на три группы.
Первую группу составляют пособия, которые выплачиваются гражданам вместо утраченного заработка в период, когда они в силу объективных причин не имеют возможности заработать себе средства на жизнь:
·по временной нетрудоспособности;
·по беременности и родам;
·при усыновлении ребенка;
·по безработице;
·супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Во вторую группу входят пособия, которые можно расценить как помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить в течение длительного периода повышенные по сравнению с обычными расходы:
·единовременные пособия при рождении ребенка;
·на погребение умершего члена семьи;
·работникам медицинских учреждений в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;
·при возникновении поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных болезней;
·ежемесячное пособие на ребенка.
В третью группу можно объединить пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный здоровью вред. В первую очередь имеются в виду пособия, полагающиеся военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти. Аналогичная выплата лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений, называется компенсацией.Несколько пособий в эти три группы не вошли, поскольку их направленность весьма специфична:
·социальное пособие, предусмотренное упомянутым ранее Федеральным законом от 17.07.99 № 178-ФЗ;
·единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние (до 12 недель) сроки беременности;
·выходные пособия при увольнении с работы по найму и с военной службы.
Отдельно следует сказать о названном в Федеральном законе от 16.07.99 № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” пособии в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. Появление этого пособия среди видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию было обусловлено принятием Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Однако Закон 1999 г. неточно воспроизвел ст. 8 и 9 Закона 1998 г.
7. Система государственных пособий гражданам, имеющим детей
В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Виды пособий гражданам, имеющим детей:
·пособие по беременности и родам;
·единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
·единовременное пособие при рождении ребенка;
·ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
·ежемесячное пособие на ребенка;
·единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.