Цель и задачи курса. Специальность: 022600 «Теория и методика преподавания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»

Специальность: 022600 «Теория и методика преподавания

Иностранных языков и культур»

Перевод и переводоведение»

Утверждена на заседании кафедры

от «20» апреля 2007 г.,

протокол № 7

Автор-составитель:

доктор фил. наук,

проф., зав. каф. В.П.Даниленко

Иркутск 2007

Курс «История языкознания» читается студентам 4-го курса факультетов английского, немецкого, романских и восточных языков на втором семестре с начала этого семестра в течение 10 недель (20 часов на каждый студенческий поток)) на основе учебной программы этого курса. Параллельно с ним в течение 9 недель (18 часов на каждую студенческую группу) проводятся семинарские занятия. Формой итогового контроля является дифференцированный зачёт.

Цель и задачи курса

Цель курса «История языкознания» - формирование у студентов научных представлений об истории языкознания. Подобные представления становятся возможными, если студенты сумеют увидеть в ней развитие двух гносеологических направлений – семасиологическое и ономасиологическое. Представители первого из них исходили по преимуществу из коммуникативных потребностей слушающего, а представители другого – из коммуникативных потребностей говорящего. Эта цель обусловливает основные задачи курса:

1) привить студентам дисциплинарно-методологический взгляд на историю языкознания, предполагающий, что в ней может быть выделено два ведущих направления – семасиологическое и ономасиологическое;

2) проследить зарождение указанных направлений в Античности (концепции Дионисия Фракийского, Аполлония Дискола, Доната, Присциана, М.Т.Варрона и др.);

3) ознакомить студентов с основными грамматическими трактатами Средних веков, ведущую роль среди которых сыграла грамматика Томаса Эрфуртского;

4) проанализировать грамматические теории, созданные в эпоху Возрождения (Л.Мегрэ, Рамус, Санкциус, Ю.Скалигер);

5) ознакомить учащихся с ведущими грамматическими концепциями Нового времени (грамматика Пор-Рояля, Ц. Дюмарсэ, Н.Бозэ, Э. Де Кондильяк, Дж.Хэррис, И.Аделунг и др.);

6) проследить становление семасиологичекого подхода к изучению языка и ономасиологического в языкознании XIX века (Ф.Бопп, Я.Гримм, Р.Раск, А.Шляйхер, Г.Пауль, с одной стороны, и В.Гумбольдт, К.Беккер, А.А.Потебня, с другой);

7) проанализировать наиболее яркие семасиологические и ономасиологические концепции языка, созданные в ХХ веке (с одной стороны, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатова, Ф. де Соссюра, Л.Ельмслева, Н.С.Трубецкого, Л.Блумфильда, В.В.Виноградова, а с другой стороны, Г.Шухардта, К.Фосслера, Ф.Брюно, Л.Вайсгербера, Г.Гийома, Ш.Балли, О.Есперсена, Л.В.Щербы, В.Матезиуса, И.И.Мещанинова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: