Обычай (mores maiorum). Interpretatio

Юридические нормы происходили не из воли законодателя, но из обычаев предков, mores maiorum. То были правила поведения, передаваемые от отца к сыну в полном убеждении их необходимости и обязательности, поскольку они обосновывались на божественной воле и предки, которые их соблюдали и передали дальше, сами сделались по смерти божествами (manes, маны). Однако mores maiorum надо было истолковывать и применять к единичным реальным случаям вечно изменчивой повседневной жизни, и это предусматривалось interpretatio, которой поначалу занимались понтифики, а в последствии (начиная с III в.до н.э.) – светские юристы.

В период юриспруденции понтификов, т.е. патрициата, interpretatio было в ущерб для плебса монополизировано арбитрами из господствующего класса. Вследствие этого возникали беспорядки и уходы из Рима, продолжавшиеся до тех пор, пока правовая определенность не была удовлетворена в виде первого писаного закона XII таблиц и других законов leges. Эти leges всегда рассматривались как подтверждающие, разъясняющие, дополняющие mores, но ни в коем случае не реформирующие их. Сумма норм, происходящих из mores maiorum и законов leges образовала ius civile, т.е. право, прилагаемое к римским гражданам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: