Упражнение 1. Поиграем?

Материал для размышления: есть такая игра — "да, нет, может быть". Ее правила просты: ведущий загадывает слово. Остальные могут задавать любые вопросы, на которые ведущий вправе дать только три ответа — "да", "нет", или "может быть". Кто отгадает первым — выигрывает.

Задание.

Используем нарисованную ниже таблицу для ответов. Преподаватель загадывает термин, используемый в данном семинаре. В каждой строке таблицы вы пишите по одному вопросу, после чего подходите к преподавателю. Он ставит галочку в одном из столбиков. После этого вы задаете следующий вопрос и т.д., пока не отгадаете. Вы можете задать до 7 вопросов. Отгадавший правильно с меньшего количества вопросов получает наибольшую оценку. Но! - оценку получат только первые 5 человек.

№№ балл Вопрос да нет может быть
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          

Дерзайте!

Упражнение 2. Морской бой.

Материал для размышлений: как известно, в культурологии нет единой системы знания, объединенной в стройную систему. Каждое явление может быть рассмотрено с разных точек зрения. Теории отдельных авторов — не исключение. С какой-то точки зрения их можно отнести к одной парадигме, а с иной точки зрения — к другой.

Задание.

Перед вами — квадрат, аналогичный квадрату из игры "морской бой". Только в нем всего четыре поля. Определите, в какое поле можно поставить перечисленных ниже авторов. Например: Иванов –А-1

1. Ф.Теннис. ___________

2. О. Шпенглер__________

3. Н.Я.Данилевский_______

4. К. Маркс______________

5. О.Л.Лейбович __________

6. Л.Н Гумилев ___________

7.А. Тойнби______________

  А. Эволюционизм Б. Циклизм
1. парадигма «культура, как образ жизни»    
2. парадигма «высокой культуры».    

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Упражнение 3. Уже почти любимое...

Материал для размышлений:

Текст.

Представление о том, что X, возникло в У задолго до появления А. Исходя из этого представления, R обосновывали захват колоний, заявляя, что они несут " S "', просвещая отсталые народы. Это не избавляло их от высокомерного отношения к W. У этого представления была экономическая подоплека. Распространяя единые F, европейцы этим подготавливали N.

Страны, которые по каким-либо причинам отстали в Z от передовых европейских держав, должны были в спешном порядке наверстывать упущенное, заимствуя у них Q. Разумеется, сделать это было чрезвычайно тяжело. Поэтому нередко, в качестве D, в этих странах появлялись мыслители, высказывавшие мнение о том, что " О ". В России это течение стали называть U. Сторонников другой точки зрения называли " Н ".

Задание.

Выше приведен текст, содержащий изложение причин появления обеих парадигм. В тексте некоторые смысловые куски заменены переменными латинского алфавита. Эти смысловые куски приводятся в таблице ниже. Восстановите текст, а затем укажите в таблице напротив каждого смыслового куска переменную, которой он соответствует.

Фрагмент Буква Фрагмент Буква
Европейцы   Туземцы  
Компенсация   Западники  
Научная парадигма эволюционизма   Техника, институты, образ жизни  
Человеческая культура в принципе едина   Рынки сбыта товаров  
«Мы не отсталые, мы просто другие»   Славянофильство, или почвенничество  
Технический прогресс   Стандарты жизни  
Европа   Бремя белого человека  

По 0,5 балла за каждый правильный ответ.

Упражнение 4. Какие все разные!

Материал для размышления: Вот вам один из фактов российской истории: на протяжении XVI-XVIII веков Россия постепенно захватила всю Сибирь, подчинив себе местные народы. Разные теории могут дать этому факту

разные объяснения.

Задание.

Ниже, под цифрами, приведены возможные пояснения различных теорий (в условном, схематическом виде). Еще ниже - под буквами - авторы или названия этих теорий. Сопоставьте их.

1. Россия находилась на стадии пассионарного подъема, а местные народы — в стадии упадка.

2. Народы Сибири не могли ответить на вызов внешней среды.

3. Это есть следствие расширения влияния русского типа культуры, с включением и уподоблением себе инородческого поселения.

4. Это есть следствие экспансии эксплуататорских классов.

5. В столкновении традиционного и архаического обществ победа почти всегда остается на стороне первого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow