Раздел II. История культуры

Генезис культуры. Антропогенез. Антропологический взрыв, образование антропосферы.

Мистическая форма восприятия мира первобытным человеком как выражение пралогического типа мышления.

Осознание кровнородственной связи. Первые формы социализации: тотем и табу. Миф – отражение картины мира данного периода. Парадоксы, функции мифа. Формирование мифопоэтического сознания. Возникновение искусства и магии.

Культура Востока.

Традиционные общества: (IV-III тыс. до н.э.) Египет, Шумеро-Аккадская цивилизация, Древний Вавилон, Индия, Китай.

Цивилизационные особенности традиционных обществ: азиатский способ производства, восточная деспотия, сельская община – основная хозяйственная единица, строгая иерархичность.

Традиция – главный способ передачи социального опыта. Приоритет религиозного или мифологического представления.

Регионально-типологические особенности китайской, индийской, арабской культуры Востока в Средние века. Зарождение мировых религий: Буддизм, Ислам.

Античный тип культуры.

Космологизм как тип культурного мышления. Смыслы понятия «космос». Эстетизм мышления. Мера как идеал античной культуры. Понятия «катарсис», «мимесис» как художественные и мирожизненные принципы. Понятие «калокагатия».

Зарождение теоретического естествознания и науки Древней Греции.

Римская система ценностей и жизненных приоритетов: практицизм, нормативность, космополитизм.

Культурные достижения эпохи эллинизма: ораторское искусство, римское право, развлекательные искусства.

Западно-Европейское Средневековье.

Средневековье и становление религиозной духовности. Христианство – основа мироощущения и мировоззрения эпохи.

Аскеза и Откровение как феномены церковно-монастырской культуры. Богословская направленность официальной морали (Августин, Франциск Асизский).

Светская культура. Городская – бюргерская культура: коммунальный быт и маргинальный этос. Рыцарская и «куртуазная» культура: культ служения, «прекрасной Дамы», и чести.

Смеховая, народная культура. Карнавальная традиция, фольклор и его влияние на средневековую культуру.

Русская культура

Двоеверие в русской культуре. Славянское язычество – часть общечеловеческого язычества. Особенность – всеобъемлющее значение природы – как абсолюта добра и красоты. Периодизация славянского язычества: мировая мифология и пантеон богов.

Русское православие, его нравственные ценности: соборность, жертвенность, мессианство, доброхотство. Византийские традиции книжности, иконописи, зодчества. Своеобразие русской художественной культуры, ее былинно-эпический характер.

Процесс европеизации русской культуры. Светские, просветительские и народные традиции культуры России XVII – XVIII вв.

Культура эпохи Возрождения

Переходный характер культуры Возрождения.

Социально-экономические и духовные предпосылки новой эпохи. Сущность и характерные черты эпохи: переосмысление античного наследия, пантеизм, гуманизм, стремление к универсальности, индивидуализм.

Воплощение идеалов гуманизма в жизни и художественной культуре Возрождения. Титанизм, универсальность личности. Мастера эпохи Возрождения: Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др.

Рационалистический тип культуры

Формирование ценностей и идеалов Новоевропейской культуры. Место человека в новой картине мира: рациональность и неизбежность мыслительной деятельности. Развитие светской культуры.

Человеческий разум как основная ценность культуры Нового времени. Становление научной картины мира. Взгляды на общество и государство: теория естественного права и общественного договора.

Утопии как характерное явление культуры Нового времени.

Классицизм и романтизм как стили искусства.Культурный перелом на рубеже XIX – XX вв. Кризис рациональности.

Культура ХХ века.

Нигилизм и переоценка ценностей в начале XX века. Духовность XX века. Судьба души человека. Возможность героического и противоречия выбора личности.

«Серебряный век» русской культуры. Культура Русского зарубежья.

Возникновение (пролиферация) новых культур. Мир как реальность сосуществования разнообразных культур.

Постмодернизм как выражение критики принципов классического рационализма и традиционных ориентиров мышления Понятийный ряд эпохи постмодерна: интерпретация, дискурс, контекст, языковая игра, непредсказуемость развития.

Перспективы культуры рубежа II – III тысячелетия. Футурология как культурологическая проблема. Возможность прогнозирования динамики культурного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: