Раздел III. Феноменология культуры

Наука и техника как феномены культуры. Сущность и специфика научного знания и научной деятельности. Понятие «наука», ее структура и функции. Творческий процесс в науке и его основные стадии. Критерии научно-технической деятельности.

Субъекты научного творчества. Роль творческой личности в научно-технической деятельности, ее перспективы. Наука в системе культуры ХХI века. Влияние новых типов науки на духовные ориентации эпохи. Понятие и сущность техники. Социокультурные смыслы техники.

Техника и техническая культура. Эволюция техники как инструмента познания мира. Техника как основа социального прогресса. Информационное общество. Понятие техногенной цивилизации. Антитехницизм и его основания. Современные научные концепции в области философии техники. Моральная ответственность ученого за свои изобретения.

Религия как феномен культуры

Понятие религиозной культуры. Взаимоотношения религии и культуры – продуктивные и деструктивные варианты взаимодействия. Функции религии в культуре.

Взаимодействие религиозной и нравственной культуры. Церковь как институт культуры.

Особенности современной религиозной культуры России.

Миф как феномен культуры.

Миф как картина мира и мировоззрение. Подходы к определению сущности мифа: психоаналитический (К.Г. Юнг, Э. Фромм), этнографический (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский), онтологический (А.Ф. Лосев).

Основные мифологические темы: космологические и космогонические мифы, тотемные мифы и анималистические, эсхатологические и календарные мифы.

Содержание и символика мифа: архетипные герои и сюжеты мифов. Мифы о Мировой Матери, Отце, Младенце, мифы о Героях, спасающих мировой порядок. Эволюция типа героя. Мифологические образы в современной культуре.

Искусство как феномен культуры.

Природа и сущность искусства. Многогранность определений и подходов к пониманию искусства.

Основные концепции происхождения искусства. (Религиозная концепция, Игровая теория. Теория подражания, Лингвистическая и мелодическая теория. Гипотеза происхождения искусства из неискусства (антропологический подход). Социальные теории происхождения) искусства

Социокультурные смыслы искусства. Искусство как выражение мира человеческих чувств и средство расширения и обогащения индивидуального эмоционального опыта.. Искусство как средство расширения перцептуального опыта человека. Искусство как выразитель индивидуальной и коллективной субъективности. Социальная функция искусства. Моделирующая функция искусства.

Планы семинарских занятий по дисциплине


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: