Психология изучает сущность конфликта, его генезис, эволюцию, классификацию, структуру, динамику, функции.
Психологи исследуют конфликты в различных видах деятельности и сферах отношений:
в трудовых коллективах;
в научно-исследовательских коллективах;
в правоохранительных органах;
в воинских коллективах;
в спорте;
в среде осужденных;
в педагогике;
в семейно-брачных отношениях.
В период с 1930-х годов до середины 1970-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы. Во второй половине 1970-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала.
Конфликты в педагогике
В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:
конфликты в коллективах школьников;
конфликты в педагогических коллективах;
анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене (учитель — родитель);
|
|
исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов.
Изучение конфликтов в искусствоведении
Разработка художественного конфликта в искусствоведении началась с конца 1930-х годов. В последних статьях М.Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта — статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте» была опубликована в 1939 г. в журнале «Театр».
Искусствоведение в своих творческих исканиях связано с внутриполитической ситуацией в стране. Конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе (А. Г. Погребный), театре (В.А.Сахновский-Панкеев), кино (Н. В. Крючочников), музыке (И.К.Демина), изобразительном искусстве (Л.В.Мочалов).
Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении:
исследование художественного конфликта как частного момента искусства, где в качестве структурной единицы анализа берется одно или несколько произведений, в которых конфликт раскрывается как компонент предметно-тематического, структурно-композиционного среза;
анализ конфликта как основы проявления общих для вида или жанра процессов. Здесь наблюдается более высокий уровень абстракции;
философское рассмотрение художественного конфликта как эстетической категории.