Грамматические особенности

1. Стремление научного стиля к абстрактности определяет использование глаголов в форме 3 л. настоящего невременного:

Волга впадает в Каспийское море.

2. Форма 1 л. мн. ч. используется в научном стиле в обобщенном значении некоторой неопределенной совокупности лиц:

Возьмем немного азотной кислоты… ДобавимПолучим… Мы видим, что…

3. Для научной речи характерен процесс десемантизации глагола, который находит свое выражение 1) в использовании глаголов очень широкой абстрактной семантики: существовать, появляться, происходить; 2) в использовании глаголов в роли связочных слов: быть, являться, обладать; 3) в использовании глаголов в сочетании с существительными, на которые падает основная смысловая нагрузка: подвергать (сжатию, нагреванию, воздействию, оценке, испытанию), ср.: сжимать, нагревать, воздействовать, оценивать, испытывать.

4. Основная особенность научной речи – «номинативный строй». В научных текстах возрастает роль существительных, которые по употреблению занимают 1-е место, прилагательные – 2-е, глаголы – 3-е.

5. Наиболее абстрактными из всех родовых форм существительных являются формы среднего рода, процентный состав которых в научном стиле возрастает до 30 % по сравнению с 15 % в общелитературном языке.

6. Характерным для научной речи является использование вещественных существительных во мн. числе для обозначения видов и сортов вещества, а также абстрактных существительных во мн. числе для конкретизации понятий: масла, вина; величины.

7. В научном стиле преобладают формы Р. п. существительных, употребление которых отличается большим разнообразием; характерно нанизывание форм Р. п.: установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома.

8. Употребление конкретных существительных в обобщенных значениях: Волк – хищное животное.

9. Прилагательные составляют около 13 %, частотны относительные прилагательные с терминологическим значением, часто в постпозиции: углекислый газ, удельный вес.

10. Характерно использование форм превосходной степени и элятива: наивыгоднейшее, труднейшая.

11. Такое качество научной речи, как логичность, подчеркивается использованием наречий, наречных словосочетаний и вводных слов, указывающих на последовательность мыслей: сначала, прежде всего, потом, во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно.

12. Употребляются отыменные предлоги: по мере, в течение, в случае.

13. Таким качеством научной речи, как безличность, определяется использование неопределенно-личных предложений (считают, что...); определенно-личных предложений (рассмотрим проблему …); безличных предложений (известно, что...).

14. Широко употребляются пассивные конструкции: Именно в это время нами регистрируются учащение острых респираторных инфекций среди детей всех возрастных групп.

15. Среди двусоставных предложений используются такие, в которых используется составное именное сказуемое, часто с материально выраженной связкой: Волевое усилие есть непременное условие успешного запоминания.

16. Логичность изложения материала в научном стиле достигается употреблением сложных предложений союзного типа: Иногда достаточно провести 2-3 занятия, чтобы восстановить плавную речь.

17. Частотны конструкции с причастными и деепричастными оборотами.

18. Порядок слов в научной речи объективный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: