Цифры в тексте

Цифра и слово принадлежат к разным знаковым системам. Как матема­тическому знаку цифре изначально присуща точность, обобщение, концент-рированность информации. В языке для обозначения количества служат имена числительные. Издательская практика выработала специальные реко­мендации для обозначения чисел в тексте: словом рекомендуется обозначать однозначные числа, стоящие в начале предложения и в случае стечения нескольких чисел (пять 18-летних студентов), а также однозначные числа в косвенных падежах, приводимые без указания единиц измерения.

Цифрой принято обозначать однозначные числа при указании единиц измерения, а также однозначные числа, стоящие в одном ряду с многознач­ными (группы, в которые входят 3, 5, 12 человек).

Многозначные числа обозначают обычно цифрами (238).

Для крупных круглых чисел рекомендуется сокращенная буквенно-циф-ровая форма (12 млн воспринимается при чтении легче, чем 12 000 000).

Однако в ряде случаев выбор между цифрой и ее словесным эквивален­том редактор делает исходя из содержания и стилистических особенностей материала.

Включение цифр в текст — одно из наиболее рациональных средств сообщения информации и действенное средство убеждения. Независимо от того, какую функцию в тексте цифра выполняет, она должна быть точной, критерии выбора цифр — обоснованными. Редактору необходимо знать способы аналитической обработки статистического материала, правила ок­ругления цифр, владеть методикой построения системных рядов, уметь проверить вычисления.

Обилие цифр, неумелое включение их в текст, общие указания на количество создают лишь иллюзию точной информации. Следует обратить внимание на выбор единиц измерения и сопоставимость числовых значений. Перевод количественных показателей в разряд конкретных представлений должен быть по силам читателю.

Основные приемы работы редактора с цифрами:

1) соотнесение числовых значений в пределах всего текста, оценка их выбора;

2) подсчет;

3) конкретизация числовых значений, оценка их достоверности;

4) выборочная проверка вычислений автора;

5) оценка приемов включения цифры в текст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: