Рассуждение. Цель рассуждения — углубление наших знаний об окружающем мире:' исследование явлений, выяснение их причин

Цель рассуждения углубление наших знаний об окружающем мире:' исследование явлений, выяснение их причин, обоснование выводов, доказа-; тельство истинности или ложности определенных положений. Части рассуж­дения: посылка, формулирующая его мысль; основная часть, отражающая мыслительные операции; вывод, соотнесенный с посылкой и логически вытекающий из хода рассуждения. Иногда, чтобы установить контакт с читателем, в рассуждение после посылки включают ее разъяснение.

Текст правильно построенного рассуждения всегда фиксирует процесс вывода нового знания. Суждения при этом располагаются в логически обусловленной последовательности: одно суждение с необходимостью выте­кает из другого, развивает его и дает основание для нового суждения.

Особенности построения рассуждений находят свое отражение в синтак»' сической структуре текста, основой которой являются прозаические строфы! с цепной связью.,.

В журналистских материалах рассуждения представляют собой более свободную, нежели строгое умозаключение, форму развития мысли. В ней реализуются различные возможности научного объяснения явлений действи­тельности, зачастую не претендующие на единственно правильную их трак­товку; суждения могут связываться друг с другом не в форме силлогизма. В текстовую конструкцию вводят конкретные факты, примеры, иллюстрирую­щие мысль автора.

Смысловые возможности рассуждений неограниченны. Они могут строить­ся на исследовании отношений между причиной и следствием, на различных типах сопоставлений и противопоставлений, на аналогиях, гипотезах, фиксации сходства и различий, доказательствах истинности или ложности суждений и т.п. Ход рассуждений может отражать различные методы исследования: от частного к общему, от общего к частному, метод классификации.

Редактор обязан выявить и выверить логическую структуру рассужде­ния, убедиться в правильности связей между суждениями, точности их выразителей.

В своей творческой практике журналисты часто прибегают к рассужде­нию-доказательству. Его основные части: тезис (суждение, истинность которого обосновывается в ходе рассуждения), аргументы (суждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса) и демонстрация (выве­дение истинности тезиса из аргументов). Различают доказательства прямые (истинность тезиса подтверждается истинностью аргументов), косвенные (истинность тезиса подтверждается опровержением антитезиса, введенного в структуру рассуждения) и доказательства-опровержения (доказывается ложность или несостоятельность тезиса). Работа редактора над текстом рассуждения-доказательства подразумевает строгое следование правилам доказательства логического.

Требования повышенной концентрации смысла и ограниченный объем текста журналистского произведения предопределяют стилистические осо­бенности рассуждений и требования к их композиции. Редактор должен оценить, насколько четко и рационально построен текст, позаботиться о том, чтобы ход мысли автора был понятен читателю, и владеть приемами, помогающими организовать изложение.

Умозаключения в полной форме в материалах массовой информации встречаются редко в отличие от публикаций научной информации. Обычно мыслительные операции развиваются по сокращенной схеме умозаключения (энтимеме), в ней отсутствует одна из посылок, содержание которой извест­но читателю. Необоснованный пропуск посылки ведет к неясности в тексте и необоснованному выводу.

Типичные недостатки неумело построенных рассуждений: отвлеченные построения, в которых преобладают обобщенные суждения; бессодержатель­ность, рассуждения "мнимые"; нарочито сложная, "наукообразная" форма изложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: