Этос Средневекового города

Принципиальное отличие средневекового города от античного (как, впрочем, и ренессансного) состоит в том, что первоначально он включен в жесткую иерархическую структуру средневекового общества. Все города средневековья являлись «коллективным вассалом», ибо земля, на которой стоит город, принадлежала или церкви, или крупному феодалу. Субъектом сеньорно-вассальных отношений выступает городская коммуна. В жизни горожанина огромную роль играют добрососедство и соподчинение членов городской общины. Каждый член городской коммуны был обязан участвовать в общественной жизни, регулярно вносить коллективные коммунальные платежи, формировать систему городского управления, бороться за коммунальные привилегии. Безусловно, жизнь человека в городе строго регламентировалась не только законом, но и обычаем.

Кроме того принцип корпоративности, как универсалия жизни средневекового общества, воспроизводился во внутренней структуре городского сообщества. Городская коммуна складывалась из цеховых организаций ремесленников и гильдий купцов. Топография средневекового города очень точно фиксирует эту характеристику городской культуры. Даже в тех случаях, когда группа людей выпадала из общей структуры она формировала собственную корпорацию.

Постепенно, с ростом экономики, усилением позиций города по отношению к другим сословиям, возникает стремление вырваться из под гнета сеньориальной зависимости. С конца XII века начинается активный процесс возникновения вольных городов. Важно отметить, что город, становясь свободным по отношению к сеньору сам превращался в «коллективного сеньора», особенно по отношению к прилегающим сельскохозяйственным территориям.

С самого начала своего возникновения, город является «чужим среди своих». Маргинальность средневекового города заложена в основе его жизни.

· Во-первых, внутренняя структура городского сообщества строится не на основе сословного происхождения, а на основе профессиональной деятельности. С точки зрения сословной структуры – город многолик.

· Во-вторых, город изначально формирует систему самоуправления, которая включает в себя выборность городского Совета, судебных органов и т.п. Именно поэтому город для человека того времени – символ свободы. Важными способом культурной репрезентации особости города по отношению к остальному миру являлась городская стена как символическая граница своего и чужого, цивилизованного и варварского, божественного и дьявольского. Кроме того, центром жизни города является городская площадь. Именно здесь происходят главные события коммунальной жизни: торговля и праздники, религиозные процессии и суд. Городская площадь выступает информационно-коммуникативным центром города.

· В-третьих, культура средневекового города во многом носит светский характер. Жизнь горожанина подчиняется не только системе христианских норм и ценностей но и ценностям земной жизни. Топография города точно фиксирует оппозиции церковное - светское в построении центральной части города. Ратуша и Собор – вот главные смысловые точки такого противостояния. Кроме того, город стремиться вытеснить церковь как «хозяина» времени. Церковный колокол фиксирует время литургическое, сакральное, но каждый город имел рабочий колокол который выступал инструментом фиксации времени профанного (рабочее время, время собраний, время «питейное» и др.). С момента появления механических башенных часов время города окончательно становится светским.

· Невозможно обойти внимание важнейшую функцию средневекового города – функцию центра интеллектуальной жизни. Ярким воплощение этой особенности города является университет. Университетская культура являлась сложным синтезом «ученой» и народной культуры, принципов монашеской аскезы и школярской вольницы. Именно университеты (к концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов) являлись центрами распространения «учености» и возникновения новых интеллектуальных профессий.

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: