Логические основы редактирования текста

Мыслительные приемы глубокого понимания текста:

* Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);

* Включение содержания текста в собственную систему знаний;

* Соотнесение частей текста по содержанию;

* Использование наглядных образов и представлений;

* Перевод содержания текста на «свой» язык;

* Антиципация;

* Постановка предварительных вопросов.

Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):

1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)

* Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.

* Построить общую модель читателя

* Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)

* Определить самые важные особенности произведения и автора

2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель – оценка текста с главных, принципиальных сторон

* ОЧ параграфа

o Ознакомиться с содержанием в общих чертах

o Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа

o Установить связи параграфа с другими и произведением в целом

* Углубленное чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.

o Углубленное познание содержания и формы СФЕ – свертывание до мысли (тема/рема)

o Анализ и оценка каждой составной части СФЕ

* углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)

* конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)

* конкретизация требований к качеству фразы

* Прогноз понимания читателем и воздействие на него

* Сопоставление качеств фразы с требованиями цели

* оценка фразы – прогноз/то, что есть

* поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора

* Окончательная оценка фразы

* Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним

o Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ

* Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга

* Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т.д. до всего произведения

3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель – помочь автору в исправлении

* РЧ + поиск средств устранения расхождений

* Проверка точности изменений и воздействия на читателя

* Согласование с автором


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: