Мыслительные приемы глубокого понимания текста:
* Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ);
* Включение содержания текста в собственную систему знаний;
* Соотнесение частей текста по содержанию;
* Использование наглядных образов и представлений;
* Перевод содержания текста на «свой» язык;
* Антиципация;
* Постановка предварительных вопросов.
Схема Редакторского Анализа Текста (СРАТ):
1) Ознакомительное Чтение (ОЧ)
* Познавательно сориентироваться в содержании и форме текста, в связях крупных структурных единиц текста и на этой основе осмыслить текст в целом.
* Построить общую модель читателя
* Сформулировать главные задачи воздействия произведения на читателя (целевое назначение текста)
* Определить самые важные особенности произведения и автора
2) Рецензентское Чтение (РЧ) - Цель – оценка текста с главных, принципиальных сторон
* ОЧ параграфа
o Ознакомиться с содержанием в общих чертах
o Выделить основные структурно-логические единицы, их место в иерархии параграфа
|
|
o Установить связи параграфа с другими и произведением в целом
* Углубленное чтение с анализом и оценкой СФЕ (сверхфразовое единство) низшего ранга.
o Углубленное познание содержания и формы СФЕ – свертывание до мысли (тема/рема)
o Анализ и оценка каждой составной части СФЕ
* углубленное усвоение содержания и формы фразы (о чем, что и как говорится)
* конкретизация целевого назначения фразы (каким должно быть воздействие на читателя)
* конкретизация требований к качеству фразы
* Прогноз понимания читателем и воздействие на него
* Сопоставление качеств фразы с требованиями цели
* оценка фразы – прогноз/то, что есть
* поиски дополнительных аргументов против возможных возражений автора
* Окончательная оценка фразы
* Установление причины возможного расхождения между качествами фразы и требованиям к ним
o Анализ и оценка всего СФЕ низшего ранга по схеме b1-b9 + требования по композиции СФЕ
* Углубленное чтение с анализом и оценкой следующих СФЕ низшего ранга
* Анализ и оценка СФЕ +1 ранга и т.д. до всего произведения
3) Шлифовочное Чтение (ШЧ) - Цель – помочь автору в исправлении
* РЧ + поиск средств устранения расхождений
* Проверка точности изменений и воздействия на читателя
* Согласование с автором