Речевая избыточность (многословие)

С понятием «содержательная речь» несовместимо многословие, или речевая избыточность, которая может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Н-р: В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега; Зачем вы вернулись обратно?

Французский ученый, писатель и философ Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». А.П. Чехов утверждал: «Краткость – сестра таланта». Все это следует помнить тому, кто хочет совершенствовать свой слог. Многословие часто граничит с пустословием. Так, спортивный комментатор сообщает: Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.

Многословие может принимать форму плеоназма (от греч. pleonasmos – излишество), т.е. употребления близких по смыслу и потому лишних слов (упал вниз, главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает).

Разновидностью плеоназма является тавтология (от греч. tauto – то же самое и logos - слово) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, возобновить вновь, композиционное строение, необычный феномен, можно спросить вопрос?, памятные сувениры, впервые дебютировал). Однако в языке немало случаев оправданной тавтологии: в тех случаях, когда она является единственным возможным способом обозначения: Словарь иностранных слов, следственные органы расследовали... и т.д. Тавтологические сочетания иногда переходят в разряд допустимых и закрепляются в печи, что связано с изменением значений слов: монументальный памятник, реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга и т.д.

Тавтология и плеоназм могут быть стилистическими приемами, усиливающими эмоциональность речи. Тавтологические сочетания: сослужить службу, всякая всячина, горе горькое, видать виды, ходить ходуном. Плеоназмы: грусть-тоска, путь-дороженька, сохраняющие народно-поэтическую окраску. Писатели используют тавтологию и как средство создания комизма. Этим приемом блестяще пользовались Гоголь, Салтыков-Щедрин (Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: