Длина предложения

Важным условием информативной насыщенности является сжатость речи, разговор о которой неизбежно сводится о различных синтаксических конструкциях. Что предпочесть для выражения одной и той же мысли – простые конструкции или сложные со множеством придаточных предложений? Выбор той или иной синтаксической конструкции зависит прежде всего от формы речи (устной или письменной), от конкретных стилистических задач, которые ставит перед собой говорящий или пишущий, и, наконец, от его индивидуального слога.

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в его устной форме, мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные, реже – сложные, в основном бессоюзные. При письменном отражении разговорной речи в художественных текстах, прежде всего в пьесах, наиболее широко используются бессоюзные сложные предложения. Чехов писал: «Есть лишние слова, не идущие к пьесе, например, «Ведь ты знаешь, что курить здесь нельзя» В пьесе надо осторожно с этим что».

В книжной речи широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи. Но многочленное предложение может быть стилистически громоздким и затруднять восприятие текста. Однако было бы глубоким заблуждением считать, что всегда предпочтительнее короткие фразы, которые, как сказал Горький, «уместны только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроения».

Мастером короткой фразы был Чехов, а стилистического использования больших сложных предложений был Лев Толстой. Таким образом, в художественной речи стилистическое использование простых и сложных синтаксических конструкций обусловлено особенностями индивидуально-авторской манеры письма, хотя «идеальный» стиль представляется немногословным и «легким» и не должен быть перегружен тяжеловесными предложениями.

Вариант 1.

1. Понятие нормы литературного языка.

2. Расставьте ударение:

Алфавит, агония, каталог, некролог, надолго, ломота, бюрократия, ходатайство, статуя, премировать, дозировать, усугубить, эксперт, черпать, гражданство, феномен, мизерный, газопровод, обнаружение, цемент.

3. Исправьте словосочетания:

Удрученный опытом, улучшить уровень, играют значение, памятливые события, у кассы стоят командировачные, выборочные должности, тактические решения, улучшить уровень, глубже усугубить проблему, оказать безвозмездную помощь.

4. Подберите определение (прилагательное) к следующим существительным:

Мадам, депо, кофе, желе, гороно, тюль, виски, сулугуни, Сочи.

Вариант 2.

1. Лексическая сочетаемость.

2. Расставьте ударение:

Тефтели, спидометр, дозиметр, маркировать, пломбировать, блокировать, дозировать, петля, рапорт, асимметрия, договор, баловать, стенография, отчасти, кулинария, инсульт, мельком, мусоропровод.

3. Исправьте словосочетания:

Методичные рекомендации, становиться более лучше, оказать вред, подвергнуть критике достигнутые недостатки, подарить безвозмездно, бытовые условия ветеранов желают лучшего, истоки сырья, уделять значение.

4. Подберите определение (прилагательное) к следующим существительным:

Мсье, леди, Миссури, цеце, кенгуру, какаду, Осло, вуаль, протеже, пари.

Вариант 3.

1. Стилистика как раздел языкознания. Предмет и задачи стилистики.

2. Расставьте ударение:

Балованный, кулинария, жалюзи, медикамент, гренки, индустрия, столяр, обеспечение, ходатайство, диспансер, одновременно, хаос, пасквиль, щекотно, недвижимость, афиняне, эскорт, кремень, щавель, свекла, воспринять.

3. Исправьте словосочетания:

Он дипломатически отказал мне, источники реки, бессмысленный смысл текста, стать более умнее, оказать вред, предпринять меры, защитительные укрепления, согласно положения 4, завершить обязательства, удовлетворять современным требованиям.

4. Подберите определение (прилагательное) к следующим существительным:

Капуччино, толь, кольраби, сулугуни, медресе, салями, резюме, Токио, бренди, визави.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: