Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Сравните предложенные ниже определения текста

Задание 1. Сравните предложенные ниже определения текста. Установите общие и отличные признаки, актуализированные в этих определениях. Какое из определений кажется вам наиболее полным? Аргументируйте свой ответ.

ДЛЯ СПРАВОК: Понятие текста

1) Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются цельность и связность (Т. М. Николаева).

2) Текст - выраженное в письменной или устной форме упорядоченное и завершенное словесное целое, заключающее в себе определенное содержание, соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, отграниченное от других подобных целых и в случае необходимости воспроизводимое в том же виде (А. И. Горшков).

3) Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку (И. Р. Гальперин).

4) Текст есть функционально завершенное речевое целое, «акт речи», … он имеет содержательную организацию, функционально направленную на достижение определенной цели, решение определенной речевой задачи (А. А. Леонтьев).

5) Текст – это сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которая обладает формальной связностью, содержательной цельностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структурой (В. А. Лукин).

Задание 2. Установите признаки художественных и нехудожественных текстов, используя типологию признаков М. А. Гвенцадзе.

ДЛЯ СПРАВОК: Сущностные признаки художественной

и нехудожественной коммуникации [2]

1. Присутствие / отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека.

2. Отсутствие / наличие эстетической функции.

3. Эксплицитность / инплицитность содержания (отсутствие / наличие подтекста).

4. Установка на однозначность / неоднозначность восприятия.

5. Установка на отражение реальной / нереальной действительности.

Задание 3. О каком тексте следует говорить по отношению к данным фрагментам – связном или целостном тексте? Докажите ваше решение лингвистическими фактами.

1) Однако мне тоже хочется, господа, задать вам одну загадку. Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка? (Я. Гашек «Приключения бравого солдата Швейка»).

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Понятие цельности и связности текста

2) По-видимому, связность текста является понятием преимущественно лингвистическим, а цельность (целостность) текста – психолингвистическим. Иными словами, связность есть понятие, с помощью которого интерпретируются строевые/нестроевые элементы языка/речи как феномены, принадлежащие поверхностной структуре текста, а цельность (целостность) – понятие, с помощью которого интерпретируются строевые/нестроевые элементы языка/речи как феномены, сигнализирующие о глубинной структуре текста (точнее говоря, интерпретируются феномены ментального порядка, возникающие при взаимодействии реципиента и текста) (В. А. Пищальникова, Ю. А. Сорокин «Введение в психопоэтику»).

3) Баба борозду пахала, Гусь сломал себе ногу, Летит бык на ероплане, Я щекоток не боюсь; Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах, а кому какое дело: у меня живот болит (фольклорный жанр частушек-нескладух).

4) Раскольников. Идея. Старуха. Топор. Преступление. Порфирий. Соня. Сомнения. Муки. Вера (из материалов психолингвистического эксперимента Л. В. Сахарного [3]).

5) Там были… только… умершие матросы, потому что… Там была девочка, на корабле, два года… Алёна, она умерла (речь девочки 4 лет, которая рассказывает о том, как она была в Анапе, и там они с бабушкой ходили на кладбище, где хоронят моряков).

6) Летели два крокодила: один – налево, а другой – в четверг, поэтому в Америке не удался урожай клюквы (из городского фольклора).

7) Ехали как-то клоп Мстислав и таракан Максимка в поезде и купили себе аэрозоль от насекомых, чтобы было не скучно в дороге, и начали делить.

Клоп Мстислав настаивал делить по миллиметрам, у него с собой был алмаз от расстрелянного отца. Таракан Максимка резать баллончик не советовал, но иначе как делить? В купе пришла муха Домна Ивановна, но и она, как ни любила жидкость от насекомых, не могла вспомнить, как ею пользоваться.

Решили баллончик выбросить из окна, а самим выйти на ближайшей станции и посмотреть, что получилось, однако муха выбросилась вместе с баллончиком, не в первый раз, и когда Максимка на попутном «Мерседесе» добрался до места, Домна Ивановна уже разделась до трусов и ходила на четвереньках, а пятая и шестая ноги ей отказали, но веселиться, так веселиться! (Л. Петрушевская «Дикая животная сказка»).

Задание 3. Определите лингвистические причины, приводящие к нежелательной цельности текста. Отредактируйте тексты.

1) Продается собака. Ест сырое мясо. Очень любит маленьких детей; 2) У дяди была собака Динга. Дядя, когда приходили гости, надевал намордник; 3) Дедушка проснулся и нашел на огороде совсем мало помидоров. Они вышли в море на лодке; 4) Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых панталонах. Они разошлись. Раздался выстрел; 5) Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему жизнь и честь [4].

Задание 4. В предложенных текстах установите лингвистические средства создания цельности текста. Установите характер цельности текста. При необходимости отредактируйте текст. Проследите также графические средства и их стилистическую эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: