ОГЛАВЛЕНИЕ
Стилистика текста
Тема 17. Понятие «текст» в современной лингвистике. Основные
категории текста. Типология текстов ……………………………….
Тема 18. Информационная и семантическая структура текста ……
Тема 19. Структурно-синтаксическая организация текста ………
Тема 20. Основные свойства и категории художественного
текста. Поэзия и проза как две художественные системы ……….
Тема 21. Текст как система и структура. Интерпретация текста..
Тема 22. Интертекстуальность. «Чужое слово» в тексте:
стилизация, сказ, пародия ………………………………………..
Тема 23. Методы и приемы лингво-стилистического анализа текста
Итоговые контрольные работы
Контрольная работа № 1 «Лингво-стилистический анализ текста» …..
Контрольная работа № 2 «Литературное редактирование
материалов средств массовой коммуникации» …………………………
Приблизительный перечень экзаменационных (проверочных)
вопросов по курсу «Стилистика» ………………………………………
Список литературы для собеседования ………………………………….
|
|
Приложения
1. Возможный план анализа художественного текста ……………….
2. Возможный план анализа текста в функционально-
стилистическом аспекте ……………………………..
3. Возможный вариант анализа стилистических средств художественного
текста (уровневый анализ): А. Белый «Паяц Петрушка» ……………….
4. Возможный вариант фоносемантического анализа: О. Мандельштам
«Невыразимая печаль …» ……………………………………………….
5. Возможный вариант анализа языка научной прозы:
фрагмент лекциифизика-астронома Л. Колодного ……………………..
О. Мандельштам «Литературный стиль Дарвина» ……………………..
6. Возможный вариант анализа языка художественной прозы:
фрагмент романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» ……….
7. Возможный вариант анализа интертекстуальных взаимодействий:
В. Ерофеев "Москва - Петушки" (фрагменты исследований) ………
8. Лингвистические знаки интертекстуальных взаимодействий:
Интертекст и тропы …………………………………………………………..
Модели лингвистической и маркированной интертекстуальности
(А. С. Пушкин “Памятник”) …………………………………………….
Курс стилистики русского языка и лингво-стилистического анализа текста направлен на получение общего представления о стилистической системе русского языка в различных аспектах: коммуникативном, нормативном, функциональном, текстовом.
Основными задачами курса являются:
· изучение теоретических основ русской стилистики, знакомство с актуальными проблемами современной стилистической науки и использование знаний основ стилистической теории при изучении современного языкового материала;
|
|
· совершенствование стилистической грамотности студентов, развитие их языкового вкуса, формирование навыков в практическом использовании стилистических знаний, в том числе и при литературном редактировании текстов.
Предметом изучения данной дисциплины являются
· понятие стиль и система стилей современного русского языка;
· стилистические возможности единиц разных языковых уровней;
· текст как объект стилистики;
· литературное редактирование; его цели и задачи;
· основные языковые и стилистические проблемы текстов, функционирующих в современном дискурсе.
Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом. В результате изучения курса студент должен:
· знать систему стилей современного русского языка;
· уметь определять основные стилистические приемы на всех языковых уровнях;
· иметь представление о семантических и структурных характеристиках текста;
· иметь навыки лингво-стилистического анализа текстов различных функциональных стилей;
· знать основы литературного редактирования;
· освоить основные методы и приемы литературного редактирования.
Курс стилистики русского языка обобщает знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Общее языкознание», «Введение в литературоведение», «Лексикология», «Современный русский литературный язык», «Анализ текста», поскольку проецирует их, прежде всего, на речевую коммуникативную практику.
Структура пособия. В пособии условно выделены разделы, которые отражают основные направления современных стилистических исследований: общие вопросы теории стилистики; функциональная стилистика; стилистика языковых ресурсов; стилистика текста; методы и приемы лингво-стилистического анализа текста.
Настоящее учебное пособие состоит из двух частей:
часть I включает разделы:
· «Общие вопросы теории стилистики» (темы 1-4),
· «Функциональная стилистика» (темы 5-11),
· «Стилистика языковых ресурсов» (темы 12-16);
часть II включает:
· раздел «Стилистика текста» (темы 17-23),
· приложения, содержащие образцы различных видов лингво-стилистического анализа текста, возможные методики анализа текста, приблизительный перечень экзаменационных вопросов по курсу, а также список литературы для собеседования на экзамене (зачете).
Данное учебное пособие преследует несколько учебных целей:
· представить базовый учебный курс в компактном изложении;
· предложить студентам теоретический и практический материал, а также библиографию по изучаемым темам;
· организовать разнообразные виды самостоятельной работы.
Обширный список литературы не только позволяет студентам выбрать нужные источники, но и служит базой для написания курсовых и дипломных работ по лингвистическим проблемам.
Принципиально важными для данного издания являются прагматические цели: показать студентам «практические выходы» теоретического знания, что позволит выпускнику факультета при необходимости расширить поле профессиональной деятельности. С этой целью в пособие включаются задания коммуникативно-прагматического характера: литературное редактирование текстов, продуцирование текстов различных жанров (написание резюме, пресс-релизов, публицистических жанров и пр.), анализ коммуникативных характеристик ситуации и стилистики общения. Кроме того, настоящее издание может служить теоретическим и методическим материалом для подготовки отдельных тем в школьном учебном процессе.
В пособии представлены программа курса; список литературы по всем темам и разделам, тематика практических занятий, а также основные проблемы, обсуждаемые на практических занятиях. Однако не все темы подлежат аудиторному изучению. Основная направленность пособия – помочь студентам в самостоятельной работе. Для этого предлагаются множество текстов различной стилистической природы для лингво-стилистического анализа и литературного редактирования, а также возможные методики различных видов анализа и некоторые их образцы.
|
|
В пособие включены также сведения и материалы по литературному редактированию текста, которые даются под знаком . Справочные материалы обозначены знаком . Задания, связанные с продуцированием собственных текстов помечены знаком ©. Для удобства анализа строки, абзацы или строфы иногда помечаются цифрами, которые даются в квадратных скобках.
Следует указать, что программа является лишь основой курса, а потому допускает варьирование как в объеме лекционного курса и количестве тем, изучаемых на лекциях и практических занятиях, так и в круге вопросов по теме и объеме обязательной и дополнительной литературы.
Список основной литературы