Список основной литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стилистика текста

Тема 17. Понятие «текст» в современной лингвистике. Основные

категории текста. Типология текстов ……………………………….

Тема 18. Информационная и семантическая структура текста ……

Тема 19. Структурно-синтаксическая организация текста ………

Тема 20. Основные свойства и категории художественного

текста. Поэзия и проза как две художественные системы ……….

Тема 21. Текст как система и структура. Интерпретация текста..

Тема 22. Интертекстуальность. «Чужое слово» в тексте:

стилизация, сказ, пародия ………………………………………..

Тема 23. Методы и приемы лингво-стилистического анализа текста

Итоговые контрольные работы

Контрольная работа № 1 «Лингво-стилистический анализ текста» …..

Контрольная работа № 2 «Литературное редактирование

материалов средств массовой коммуникации» …………………………

Приблизительный перечень экзаменационных (проверочных)

вопросов по курсу «Стилистика» ………………………………………

Список литературы для собеседования ………………………………….

Приложения

1. Возможный план анализа художественного текста ……………….

2. Возможный план анализа текста в функционально-

стилистическом аспекте ……………………………..

3. Возможный вариант анализа стилистических средств художественного

текста (уровневый анализ): А. Белый «Паяц Петрушка» ……………….

4. Возможный вариант фоносемантического анализа: О. Мандельштам

«Невыразимая печаль …» ……………………………………………….

5. Возможный вариант анализа языка научной прозы:

фрагмент лекциифизика-астронома Л. Колодного ……………………..

О. Мандельштам «Литературный стиль Дарвина» ……………………..

6. Возможный вариант анализа языка художественной прозы:

фрагмент романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» ……….

7. Возможный вариант анализа интертекстуальных взаимодействий:

В. Ерофеев "Москва - Петушки" (фрагменты исследований) ………

8. Лингвистические знаки интертекстуальных взаимодействий:

Интертекст и тропы …………………………………………………………..

Модели лингвистической и маркированной интертекстуальности

(А. С. Пушкин “Памятник”) …………………………………………….

Курс стилистики русского языка и лингво-стилистического анализа текста направлен на получение общего представления о стилистической системе русского языка в различных аспектах: коммуникативном, нормативном, функциональном, текстовом.

Основными задачами курса являются:

· изучение теоретических основ русской стилистики, знакомство с актуальными проблемами современной стилистической науки и использование знаний основ стилистической теории при изучении современного языкового материала;

· совершенствование стилистической грамотности студентов, развитие их языкового вкуса, формирование навыков в практическом использовании стилистических знаний, в том числе и при литературном редактировании текстов.

Предметом изучения данной дисциплины являются

· понятие стиль и система стилей современного русского языка;

· стилистические возможности единиц разных языковых уровней;

· текст как объект стилистики;

· литературное редактирование; его цели и задачи;

· основные языковые и стилистические проблемы текстов, функционирующих в современном дискурсе.

Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом. В результате изучения курса студент должен:

· знать систему стилей современного русского языка;

· уметь определять основные стилистические приемы на всех языковых уровнях;

· иметь представление о семантических и структурных характеристиках текста;

· иметь навыки лингво-стилистического анализа текстов различных функциональных стилей;

· знать основы литературного редактирования;

· освоить основные методы и приемы литературного редактирования.

Курс стилистики русского языка обобщает знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Общее языкознание», «Введение в литературоведение», «Лексикология», «Современный русский литературный язык», «Анализ текста», поскольку проецирует их, прежде всего, на речевую коммуникативную практику.

Структура пособия. В пособии условно выделены разделы, которые отражают основные направления современных стилистических исследований: общие вопросы теории стилистики; функциональная стилистика; стилистика языковых ресурсов; стилистика текста; методы и приемы лингво-стилистического анализа текста.

Настоящее учебное пособие состоит из двух частей:

часть I включает разделы:

· «Общие вопросы теории стилистики» (темы 1-4),

· «Функциональная стилистика» (темы 5-11),

· «Стилистика языковых ресурсов» (темы 12-16);

часть II включает:

· раздел «Стилистика текста» (темы 17-23),

· приложения, содержащие образцы различных видов лингво-стилистического анализа текста, возможные методики анализа текста, приблизительный перечень экзаменационных вопросов по курсу, а также список литературы для собеседования на экзамене (зачете).

Данное учебное пособие преследует несколько учебных целей:

· представить базовый учебный курс в компактном изложении;

· предложить студентам теоретический и практический материал, а также библиографию по изучаемым темам;

· организовать разнообразные виды самостоятельной работы.

Обширный список литературы не только позволяет студентам выбрать нужные источники, но и служит базой для написания курсовых и дипломных работ по лингвистическим проблемам.

Принципиально важными для данного издания являются прагматические цели: показать студентам «практические выходы» теоретического знания, что позволит выпускнику факультета при необходимости расширить поле профессиональной деятельности. С этой целью в пособие включаются задания коммуникативно-прагматического характера: литературное редактирование текстов, продуцирование текстов различных жанров (написание резюме, пресс-релизов, публицистических жанров и пр.), анализ коммуникативных характеристик ситуации и стилистики общения. Кроме того, настоящее издание может служить теоретическим и методическим материалом для подготовки отдельных тем в школьном учебном процессе.

В пособии представлены программа курса; список литературы по всем темам и разделам, тематика практических занятий, а также основные проблемы, обсуждаемые на практических занятиях. Однако не все темы подлежат аудиторному изучению. Основная направленность пособия – помочь студентам в самостоятельной работе. Для этого предлагаются множество текстов различной стилистической природы для лингво-стилистического анализа и литературного редактирования, а также возможные методики различных видов анализа и некоторые их образцы.

В пособие включены также сведения и материалы по литературному редактированию текста, которые даются под знаком . Справочные материалы обозначены знаком . Задания, связанные с продуцированием собственных текстов помечены знаком ©. Для удобства анализа строки, абзацы или строфы иногда помечаются цифрами, которые даются в квадратных скобках.

Следует указать, что программа является лишь основой курса, а потому допускает варьирование как в объеме лекционного курса и количестве тем, изучаемых на лекциях и практических занятиях, так и в круге вопросов по теме и объеме обязательной и дополнительной литературы.

Список основной литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: