Типы парадигм

1. Полные минимальные. Представлено по одному стилистическому смыслу. От высокого яруса и от сниженного. Каждое из стилистических мест занято только одной единицей. Таких парадигм в русском языке очень немного (праздность, безделье, ничегонеделание).

2. Полные расширенные. Стилистический смысл, выраженный высоким или низким ярусом, заполнено более чем одним коннотатом (очи, глаза, гляделки, мигалки, буркалы, бельма).

3. Неполные стандартные минимальные. Есть норма и стилистический смысл либо высокого, либо сниженного яруса. Таких парадигм не много (взор, взгляд).

4. Неполные стандартные расширенные. Неполные, потому что нет 3 ярусов. Стандартные, потому что есть норма (знаток, специалист, дока, спец; босяк, бродяга, оборванец, побродяга, шатун, бомж).

5. Неполные специализированные. Относятся к одному стилистическому ярусу: высокому или низкому (волокита, проволочка, морока и т.д.; болтун, болобол, трепак, звонарь, мелево, пустозвон, брехач и т.д.).

6. Неполные аномальные. Не включают смысл «норма». Такие парадигмы могут включать в себя не словарное, а речевое слово (вантуз – прочищалка). Соединяют напрямую стилистические смыслы, которые входят в высокий и сниженный стилистический ярусы (бабник, юбочник – ловелас, ухажер (нормы нет).

Наиболее частотный тип парадигм – неполный. Среди неполных основной тип – неполный со сдвигом в сторону сниженного стилистического яруса. Сюда примыкают и неполные специализированные.

Что касается аномальной парадигмы, то они достаточно редки и актуальны для определенного типа людей. Например, для биологов, которым очень важно знать с одной стороны – народное название, а с другой – терминологическое.

Два типа использования парадигм в языковой деятельности.

· Стилистически однородные пространства. Научный дискурс.

· Стилистически разнородные пространства. Повседневный дискурс, мемуары, записи, публицистика.

По отношению к художественному тексту можно говорить о формировании текстовых цепочек. Существует определённая норма для таких текстовых цепочек, или номинаций.

Пример. В комнату вошла девочка (м.б.: деваха, барышня и проч.). В зависимости от выбора варианта создается определённая точка зрения. Члены стилистической парадигмы действуют как прожекторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: