ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРОСТОРЕЧИЯ И ЖАРГОНОВ
Выполнила: студентка 6-ого курса,
заочного отделения,
факультета русского языка
и литературы
Абдряшитова Светлана
Рафаиловна,
проживающая по адресу:
г.Пенза, ул.Лядова,
д.44, кв.37; т.754377
Проверил: профессор кафедры
русского языка
Бондалетов В.Д.
Источники: ученики школы № 76 г. Пензы, студенты факультета русского языка и литературы Пензенского государственного педагогического университета.
Примечания: зачеркнуты слова, не встретившиеся в опросе; линией подчеркнуты употребляемые слова; жирным шрифтом отмечены добавленные слова.
Пенза, октябрь, 2011 год
Д.И.Алексеев (Самара), В.Д.Бондалетов (Пенза)
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ
МОЛОДЕЖНОГО ПРОСТОРЕЧИЯ
И ГРУППОВЫХ ЖАРГОНОВ
Молодежное просторечие и групповые жаргоны (жаргон школьников, студентов, спортсменов, солдат, матросов, музыкантов и др.) изучены крайне слабо. Между тем просторечные слова и жаргонизмы, встречающиеся в речи молодежи, довольно многочисленны и употребительны. Так, кто из нас не слышал слов: железно, классно, лады, хохма, кореш, филон, прошвырнуться (прогуляться) или выражений: закрой кулёк, закрой поддувало, заткни курятник (закрой рот, замолчи), не кати бочку (не наговаривай), не пуши хвост (не задирайся), порву пасть (изобью)?
|
|
Некоторые слова жаргонного происхождения стали общеупотребительными, они включаются в словари литературного языка, например, шпаргалка, финтить, ляпнуть, дать стрекоча и др. Основная же масса лексики жаргонизированного просторечия и тем более жаргонов находится за пределами литературной нормы. Такие слова обладают сниженной стилистической окраской. Они, особенно при неумеренном употреблении, огрубляют речь, засоряют ее, поэтому с ними ведется борьба.
Однако запретить или отменить нелитературное просторечие директивой невозможно. Но вмешиваться в процесс жаргонного общения и словотворчества, в какой-то мере регулировать его, вытеснять из нашей речи нежелательные и грубые слова и выражения можно и нужно. Вмешательство, или борьба, с указанным языковым явлением не может быть успешной без тщательного изучения понятийно-тематического состава молодежного просторечия и жаргонов, приемов создания слов-жаргонизмов, источников и путей пополнения их словаря.
Настоящая программа составлена как пособие для собирания слов и устойчивых выражений (фразеологических единиц) главным образом школьного и студенческого жаргона и жаргонизированного просторечия.
При работе с программой необходимо:
1. На каждый пункт программы записать все известные вам слова-жаргонизмы, поставить в них ударение. Уточнить значение каждого записанного вами слова, если оно чем-то отличается от указанного в программе "понятия" или дифференцирует его. Например, отвечая на вопрос № 10: "Студент (того или иного учебного заведения, факультета)" надо привести слова типа: педики - студенты педагогического института, индусы - студенты индустриального института, потрошилы - студенты-медики, лягушатники - студенты-биологи, промокашки - студенты факультета русского языка и литературы, пробирочники - студенты-химики, пузырёшники - студенты (учащиеся) фармакологического факультета или училища и т.д.
|
|
2. Привести примеры употребления данного слова во фразе. Например, в ответе на 22 вопрос: "Ты что, шизанутый (ненормальный) что ли?", на вопрос 57: "У меня всё окейно (хорошо)", на вопрос 90: "Хватит туфту гнать (болтать вздор)", на вопрос 99: "Хватит вам шланговать (уклоняться от работы)".
3. Указать место и сферу использования приведенных слов (в каком коллективе употребляется слово). Например: г. Пенза, школа № 43, среди учащихся; пединститут; студенты факультета физического воспитания; учащиеся строительного (машиностроительного и др.) техникума; студенческое общежитие; улица; заводская молодежь
и т.п.
Примечания. 1. В конце каждого из 11 разделов рекомендуется привести дополнительные (сверх программы!) слова и выражения, на понятия, не предусмотренные программой.
2. После заполнения всех программных разделов в качестве XII раздела приведите слова и выражения, которые не попали в дополнения к предыдущим одиннадцати разделам.
3. В конце всех записей указывается фамилия, имя и отчество заполнявшего (можно с краткими сведениями о себе), его адрес и телефон.
4. Укажите дату завершения работ над заданиями "Программы...".
5. Заполненную программу просим прислать по адресу: 440026. Пенза, ул. Лермонтова, 37. Педагогический институт, кафедра русского языка. Бондалетову Василию Даниловичу.
1961-1993 гг.
Понятия | Слова | Примеры употребления во фразе | Сфера употребления |