И групповых жаргонов

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРОСТОРЕЧИЯ И ЖАРГОНОВ

Выполнила: студентка 6-ого курса,

заочного отделения,

факультета русского языка

и литературы

Абдряшитова Светлана

Рафаиловна,

проживающая по адресу:

г.Пенза, ул.Лядова,

д.44, кв.37; т.754377

Проверил: профессор кафедры

русского языка

Бондалетов В.Д.

Источники: ученики школы № 76 г. Пензы, студенты факультета русского языка и литературы Пензенского государственного педагогического университета.

Примечания: зачеркнуты слова, не встретившиеся в опросе; линией подчеркнуты употребляемые слова; жирным шрифтом отмечены добавленные слова.

Пенза, октябрь, 2011 год

Д.И.Алексеев (Самара), В.Д.Бондалетов (Пенза)

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ

МОЛОДЕЖНОГО ПРОСТОРЕЧИЯ

И ГРУППОВЫХ ЖАРГОНОВ

Молодежное просторечие и групповые жаргоны (жаргон школь­ников, студентов, спортсменов, солдат, матросов, музыкантов и др.) изучены крайне слабо. Между тем просторечные слова и жарго­низмы, встречающиеся в речи молодежи, довольно многочисленны и употребительны. Так, кто из нас не слышал слов: железно, классно, лады, хохма, кореш, филон, прошвырнуться (прогуляться) или вы­ражений: закрой кулёк, закрой поддувало, заткни курятник (закрой рот, замолчи), не кати бочку (не наговаривай), не пуши хвост (не задирайся), порву пасть (изобью)?

Некоторые слова жаргонного происхождения стали общеупотре­бительными, они включаются в словари литературного языка, на­пример, шпаргалка, финтить, ляпнуть, дать стрекоча и др. Ос­новная же масса лексики жаргонизированного просторечия и тем бо­лее жаргонов находится за пределами литературной нормы. Такие слова обладают сниженной стилистической окраской. Они, особенно при неумеренном употреблении, огрубляют речь, засоряют ее, поэ­тому с ними ведется борьба.

Однако запретить или отменить нелитературное просторечие директивой невозможно. Но вмешиваться в процесс жаргонного об­щения и словотворчества, в какой-то мере регулировать его, вытес­нять из нашей речи нежелательные и грубые слова и выражения можно и нужно. Вмешательство, или борьба, с указанным языковым явлением не может быть успешной без тщательного изучения поня­тийно-тематического состава молодежного просторечия и жаргонов, приемов создания слов-жаргонизмов, источников и путей пополне­ния их словаря.

Настоящая программа составлена как пособие для собирания слов и устойчивых выражений (фразеологических единиц) главным обра­зом школьного и студенческого жаргона и жаргонизированного про­сторечия.

При работе с программой необходимо:

1. На каждый пункт программы записать все известные вам слова-жаргонизмы, поставить в них ударение. Уточнить значение каждого записанного вами слова, если оно чем-то отличается от ука­занного в программе "понятия" или дифференцирует его. Например, отвечая на вопрос № 10: "Студент (того или иного учебного заве­дения, факультета)" надо привести слова типа: педики - студенты педагогического института, индусы - студенты индустриального ин­ститута, потрошилы - студенты-медики, лягушатники - студенты-биологи, промокашки - студенты факультета русского языка и лите­ратуры, пробирочники - студенты-химики, пузырёшники - студенты (учащиеся) фармакологического факультета или училища и т.д.

2. Привести примеры употребления данного слова во фразе. На­пример, в ответе на 22 вопрос: "Ты что, шизанутый (ненормаль­ный) что ли?", на вопрос 57: "У меня всё окейно (хорошо)", на во­прос 90: "Хватит туфту гнать (болтать вздор)", на вопрос 99: "Хватит вам шланговать (уклоняться от работы)".

3. Указать место и сферу использования приведенных слов (в ка­ком коллективе употребляется слово). Например: г. Пенза, школа № 43, среди учащихся; пединститут; студенты факультета физическо­го воспитания; учащиеся строительного (машиностроительного и др.) техникума; студенческое общежитие; улица; заводская молодежь

и т.п.

Примечания. 1. В конце каждого из 11 разделов рекомендуется привести дополнительные (сверх программы!) слова и выражения, на понятия, не предусмотренные программой.

2. После заполнения всех программных разделов в качестве XII раздела приведите слова и выражения, которые не попали в допол­нения к предыдущим одиннадцати разделам.

3. В конце всех записей указывается фамилия, имя и отчество за­полнявшего (можно с краткими сведениями о себе), его адрес и те­лефон.

4. Укажите дату завершения работ над заданиями "Программы...".

5. Заполненную программу просим прислать по адресу: 440026. Пенза, ул. Лермонтова, 37. Педагогический институт, ка­федра русского языка. Бондалетову Василию Даниловичу.

1961-1993 гг.

Понятия Слова Примеры употребления во фразе Сфера употребления
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: