Пасха Христова
1980 г.
Г. Воронеж
Кондырева Марина
(1) Манипуляция – это процесс скрытого управления одного человека другим посредством «дерганья струн души» адресата с целью получения от него необходимой реакции (выполнения действий, выдачи информации, проявления определенных эмоций), необходимой манипулятору для реализации собственных планов.
(2) В каждом из нас есть какая-то струна, которая может звучать при каждом санкционированном или несанкционированном ее задевании. (3) Нельзя сказать, что струны души – это только наши слабости, пороки и психологические комплексы. (4) Это могут быть и сильные стороны личности, ее достоинства, индивидуальность и самобытность.
(5) Манипулировать можно, пощипывая за ту или иную струну, которая есть в каждом из нас: страх, гордость (гордыня), алчность, желание казаться значимым. (6) Это самые распространенные струны в душах людей, на которых любят играть манипуляторы. (7) Кроме них есть еще вина, новизна, порядочность, патриотизм, справедливость, здоровье, мужественность у мужчин и женственность у женщин, эротика (секс), «слабо», месть. (8) И это еще не все!
(9) Кто он, манипулятор? (10) Как его узнать в толпе? (11) Как распознать в беседе?
(12) Думаю, что на земле нет ни одного человека, который бы ни разу в жизни никем не манипулировал.
(13) Трудно ответить на вопрос: рождаются манипуляторами или становятся? (14) С одной стороны, родившийся ребенок уже управляет. (15) С другой – искусство манипуляций с возрастом развивается. (16) Манипулятор – это тонкий психолог, суперзнаток человеческих душ. (17) Манипулятор – часто слабый человек, не имеющий собственного стержня. (18) Поэтому он вынужден опираться на стержень того человека, с которым общается.
(19) Эффективное противостояние манипуляциям – искусство, которому надо учиться. (20) Навыки противостояния чужим манипуляциям позволят экономить время, сохранять здоровье, нервы, энергию, чувства, эмоции, наконец, хорошие отношения с людьми.
(И. Зорин)
Костерина Анна
Честерфильд. Письма к сыну
Письмо 17
Лондон, 15 января ст. ст. 1748 г.
Милый мой мальчик, Я охотно принимаю тот подарок, который ты обещаешь мне к будущему новому году, и чем драгоценнее он станет, тем благодарнее я буду за него. Все это зависит исключительно от тебя, и я надеюсь, что ты каждый год будешь дарить мне новое издание себя самого, исправленное по сравнению с предыдущим и значительно расширенное и улучшенное.
Коль скоро ты не склонен стать податным чиновником государственного казначейства и хочешь получить место в Англии, не сделаться ли тебе профессором греческого языка в одном из наших университетов? Это отличная синекура, и для этого достаточно хотя бы немного знать язык (значительно меньше, чем ты, по-моему, уже знаешь). Если тебе это не по душе, то я просто не знаю, что тебе еще предложить. Мне хотелось бы слышать от тебя самого, чем ты собираешься стать, потому что пора уже сделать выбор и соответственным образом подготовиться. М-р Харт пишет мне, что ты решил стать государственным мужем - если это действительно так, то ты, должно быть, хочешь сделаться моим преемником. Ну что же, я охотно передам тебе все мои полномочия, как только ты меня об этом попросишь. Если же ты собираешься стать политиком или советником, то помни, что есть некоторые мелочи, с которыми нельзя будет не посчитаться. Первое, это надо быть человеком, пригодным для этой должности, а для того чтобы стать им, основательно изучить древнюю и новую истории и овладеть языками. Надо в совершенстве знать государственное устройство различных стран и существующие в них формы правления, расцвет и упадок империй древнего и нового мира, проследить причины того и другого и подумать над ними. Надо также знать, каковы мощь каждой страны, ее богатство и торговля. Все эти обстоятельства на первый взгляд могут показаться не очень значительными, но политическому деятелю совершенно необходимо их знать, и поэтому я надеюсь, что ты снизойдешь до того, чтобы заняться их изучением.
Есть также и еще кое-какие качества, которые необходимо выработать в себе, для того чтобы справиться с практической стороной дела, и, как мне кажется, они заслуживают того, чтобы ты посвятил им минуты досуга. Это - полное владение собой: чтобы никакое чувство ни при каких обстоятельствах не могло вывести из себя. Терпение - для того чтобы выслушивать суждения легкомысленные, безосновательные и даже наглые. Такт - чтобы уметь отвергнуть их и вместе с тем никого не обидеть, а если ты с чем-то соглашаешься, то сделать это в такой манере, чтобы человек почувствовал себя вдвойне тебе обязанным. Гибкость - чтобы уметь скрыть правду и при этом не прибегать ко лжи. Проницательность - чтобы читать написанное на лицах других. Спокойствие - чтобы, взглянув на тебя, никто не мог прочесть твоих мыслей. Уменье казаться человеком откровенным и, в то же время, скрывать свои мысли. Вот те основные качества, которые должны быть у каждого политического деятеля. А учит им свет, он для тебя все равно, что грамматика.
Из Голландии должны еще прибыть три почты, потому-то твоих писем пока еще нет. Кончаю писать и уповаю на покровительство твое и помощь, когда ты сменишь меня на моем посту. Твой.
Маркова Ирина
(1) В современном языке слово «страсть» обычно ассоциируется с разными видами блуда. (2) От плотской похоти не застрахован никто. (3) Она свойственна всем поколениям людей. (4) Не случайно Библия осуждает «старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке», и предостерегает ветреного, беспутного юношу.
(5) Хотя особенно податлива на подобные искушения все же именно молодость. (6) Понятно, что в юном возрасте люди наиболее уязвимы психически и наименее самокритичны. (7) Система их духовных ценностей полностью еще не сформирована, представления о добре и зле порой размыты, чувство опасности приглушено, контролировать свои эмоции сложно. (8) Молодежь вообще склонна к поиску экстремальных удовольствий и острых ощущений. (9) «И жить торопится, и чувствовать спешит», — сказал классик.
(10) Попадая в сети диавола, такие люди совершают тяжкие проступки, за которые потом расплачиваются глубоким внутренним кризисом, тяжелыми болезнями и даже самоубийством. (11) А ведь подчас все начинается, казалось бы, с безобидных и привычных грехов юности!
(12) Нередко мы и вовсе не считаем их грехами, не замечаем либо упорно не хотим видеть их опасности. (13) Голос совести зовет нас к добру, но мы отвергаем этот призыв и идем на обольстительные огни легкомысленных удовольствий. (14) Думаем, что это — ориентиры к желанному счастью. (15) А на самом деле попадаем в беспощадный капкан греха.
(16) Грех сжигает совесть, парализует волю, омрачает чувства, оскверняет тело. (17) Грех разрушает семьи, убивает детей во чреве матери, наводит болезни.
(18) Премудрый царь Соломон и предостерегает: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».
(19) Такова расплата за грех!
(По К.В. Зорину)
Творогова Галина
(1) По мысли прот. В. Зеньковского, юность соединяет все предыдущие периоды развития личности и подготавливает наступление зрелости.
(2) Все силы души: чувственно-эмоциональная, интеллектуальная и физическая вполне созревают и достигают своего расцвета, формируя своеобразный и неповторимый человеческий облик юноши или девушки.
(3) Юность — это период цельности устремлений, поисков своего места в жизни и активного формирования внутреннего мира. (4) Молодая душа как бы переключается на себя. (5) Главный мотив поступков молодежи — выявить свой личностный, творческий и жизненный потенциал («чего я стою?»). (6) Юноши и девушки активно входят в мир, узнают его, любят его, хотят в нем себя проявить и добиться признания.
(7) Но периоду юности свойственны максимализм установок и притязаний, категоричность суждений, а также идеализация представлений о жизни и людях. (8) Романтичность, мечтательность и жизненная неопытность юношей и девушек нередко приводят их к тому, что они претендует на достижение того, для чего у них пока не хватает ни сил, ни знаний, ни возможностей. (9) Драматический разрыв между притязаниями и реальными возможностями болезненно переживается в этот период как личностная несостоятельность, как некий внутренний кризис, который подчас повергает молодых людей в состояние уныния и отчаянья или, напротив, подталкивает к бунту, протесту и преступлению. (10) Надломленная молодая душа часто становится болезненно замкнутой и застенчивой, боязливой и неуверенной в себе, или, напротив, циничной, жестокой и агрессивной. (11) Все жизненные неудачи в юношеском возрасте переживаются как трагедии: провал на экзаменах, несовершенство внешних данных, несчастная любовь, ссора с родителями или друзьями, невозможность поступить на работу и т. п., — все это может привести молодых людей к неадекватной жизненной позиции, разочарованию в себе или в окружающем мире. (12) Прот. В. Зеньковский пишет, что юность — самый благоприятный период для начала церковной жизни, так как человек в этот период жаждет совершенства во всем и одновременно остро ощущает свою «духовную наготу» и личную ограниченность. (13) С другой стороны, если в юности человек не обретает Бога, то он нередко «уходит в болезнь» или встает на опасный путь преступления и насилиями наше время к числу «болезненных» форм поведения юношей и девушек могут быть также отнесены: наркомания, пьянство, проституция и суицидальные попытки. (14) Сталкиваясь с молодыми людьми на грани их личностного кризиса, следует помнить, что преодоление депрессии и уныния, склонности к протестам и преступлениям не достигается только путем убеждений. (15) Юноши и девушки прекрасно знают, что наркомания, пьянство, стремление покончить с собой или кому-то жестоко отомстить представляют собой социально осуждаемые деяния. (16) Но, хорошо зная об этом, они все же вновь и вновь повторяют свои поступки, поскольку не могут преодолеть своего навязчивого желания сразу получить все, чего они хотят добиться в жизни (17) Отсутствие терпения, способности к волевому усилию и труду, на основе которых только и возможны какие-либо серьезные результаты, делает молодежь уязвимой и неприспособленной к жизни. (18) Следовательно, надо не поучать юношей и девушек, а стремиться приобщить к какой-либо созидательной деятельности, позволяющей получить полезный опыт преодоления внешних трудностей и внутренних проблем собственного «Я».
(19) На данном возрастном этапе молодежь нуждается в том, чтобы рядом с ними был не просто понимающий и снисходительный старший друг, но и настоящий наставник, под руководством которого они смогут подлинно созреть и развиться как личность. (20) Включенность в общее дело, доброжелательность и простота в обращении, ясное понимание жизненных целей и ценностей, посредством которых человек обретает свое духовное достоинство, профессиональная состоятельность, — все это является непременным условием помощи молодым людям на трудном этапе их жизненного пути.
(И.Н. Мошкова)