Письмо 17. (1) Манипуляция – это процесс скрытого управления одного человека другим посредством «дерганья струн души» адресата с целью получения от него необходимой

Пасха Христова

1980 г.

Г. Воронеж

Кондырева Марина

(1) Манипуляция – это процесс скрытого управления одного человека другим посредством «дерганья струн души» адресата с целью получения от него необходимой реакции (выполнения действий, выдачи информации, проявления определенных эмоций), необходимой манипулятору для реализации собственных планов.

(2) В каждом из нас есть какая-то струна, которая может звучать при каждом санкционированном или несанкционированном ее задевании. (3) Нельзя сказать, что струны души – это только наши слабости, пороки и психологические комплексы. (4) Это могут быть и сильные стороны личности, ее достоинства, индивидуальность и самобытность.

(5) Манипулировать можно, пощипывая за ту или иную струну, которая есть в каждом из нас: страх, гордость (гордыня), алчность, желание казаться значимым. (6) Это самые распространенные струны в душах людей, на которых любят играть манипуляторы. (7) Кроме них есть еще вина, новизна, порядочность, патриотизм, справедливость, здоровье, мужественность у мужчин и женственность у женщин, эротика (секс), «слабо», месть. (8) И это еще не все!

(9) Кто он, манипулятор? (10) Как его узнать в толпе? (11) Как распознать в беседе?

(12) Думаю, что на земле нет ни одного человека, который бы ни разу в жизни никем не манипулировал.

(13) Трудно ответить на вопрос: рождаются манипуляторами или становятся? (14) С одной стороны, родившийся ребенок уже управляет. (15) С другой – искусство манипуляций с возрастом развивается. (16) Манипулятор – это тонкий психолог, суперзнаток человеческих душ. (17) Манипулятор – часто слабый человек, не имеющий собственного стержня. (18) Поэтому он вынужден опираться на стержень того человека, с которым общается.

(19) Эффективное противостояние манипуляциям – искусство, которому надо учиться. (20) Навыки противостояния чужим манипуляциям позволят экономить время, сохранять здоровье, нервы, энергию, чувства, эмоции, наконец, хорошие отношения с людьми.

(И. Зорин)

Костерина Анна

Честерфильд. Письма к сыну

Письмо 17

Лондон, 15 января ст. ст. 1748 г.

Милый мой мальчик, Я охотно принимаю тот подарок, который ты обещаешь мне к будущему новому году, и чем драгоценнее он станет, тем благодарнее я буду за него. Все это зависит исключительно от тебя, и я надеюсь, что ты каждый год будешь дарить мне новое издание себя самого, исправленное по сравнению с предыдущим и значительно расширенное и улучшенное.

Коль скоро ты не склонен стать податным чиновником государственного казначейства и хочешь получить место в Англии, не сделаться ли тебе профессором греческого языка в одном из наших университетов? Это отличная синекура, и для этого достаточно хотя бы немного знать язык (значительно меньше, чем ты, по-моему, уже знаешь). Если тебе это не по душе, то я просто не знаю, что тебе еще предложить. Мне хотелось бы слышать от тебя самого, чем ты собираешься стать, потому что пора уже сделать выбор и соответственным образом подготовиться. М-р Харт пишет мне, что ты решил стать государственным мужем - если это действительно так, то ты, должно быть, хочешь сделаться моим преемником. Ну что же, я охотно передам тебе все мои полномочия, как только ты меня об этом попросишь. Если же ты собираешься стать политиком или советником, то помни, что есть некоторые мелочи, с которыми нельзя будет не посчитаться. Первое, это надо быть человеком, пригодным для этой должности, а для того чтобы стать им, основательно изучить древнюю и новую истории и овладеть языками. Надо в совершенстве знать государственное устройство различных стран и существующие в них формы правления, расцвет и упадок империй древнего и нового мира, проследить причины того и другого и подумать над ними. Надо также знать, каковы мощь каждой страны, ее богатство и торговля. Все эти обстоятельства на первый взгляд могут показаться не очень значительными, но политическому деятелю совершенно необходимо их знать, и поэтому я надеюсь, что ты снизойдешь до того, чтобы заняться их изучением.

Есть также и еще кое-какие качества, которые необходимо выработать в себе, для того чтобы справиться с практической стороной дела, и, как мне кажется, они заслуживают того, чтобы ты посвятил им минуты досуга. Это - полное владение собой: чтобы никакое чувство ни при каких обстоятельствах не могло вывести из себя. Терпение - для того чтобы выслушивать суждения легкомысленные, безосновательные и даже наглые. Такт - чтобы уметь отвергнуть их и вместе с тем никого не обидеть, а если ты с чем-то соглашаешься, то сделать это в такой манере, чтобы человек почувствовал себя вдвойне тебе обязанным. Гибкость - чтобы уметь скрыть правду и при этом не прибегать ко лжи. Проницательность - чтобы читать написанное на лицах других. Спокойствие - чтобы, взглянув на тебя, никто не мог прочесть твоих мыслей. Уменье казаться человеком откровенным и, в то же время, скрывать свои мысли. Вот те основные качества, которые должны быть у каждого политического деятеля. А учит им свет, он для тебя все равно, что грамматика.

Из Голландии должны еще прибыть три почты, потому-то твоих писем пока еще нет. Кончаю писать и уповаю на покровительство твое и помощь, когда ты сменишь меня на моем посту. Твой.

Маркова Ирина

(1) В современном языке слово «страсть» обычно ассоциируется с разными видами блуда. (2) От плотской похоти не застрахован никто. (3) Она свойственна всем поколениям людей. (4) Не случайно Библия осуждает «ста­рика-прелюбодея, ослабевающего в рассуд­ке», и предостерегает ветреного, беспутно­го юношу.

(5) Хотя особенно податлива на подобные искушения все же именно молодость. (6) По­нятно, что в юном возрасте люди наиболее уязвимы психически и наименее самокри­тичны. (7) Система их духовных ценностей полностью еще не сформирована, представ­ления о добре и зле порой размыты, чувст­во опасности приглушено, контролировать свои эмоции сложно. (8) Молодежь вообще склонна к поиску экстремальных удоволь­ствий и острых ощущений. (9) «И жить торопится, и чувствовать спешит», — сказал классик.

(10) Попадая в сети диавола, такие люди со­вершают тяжкие проступки, за которые потом расплачиваются глубоким внутрен­ним кризисом, тяжелыми болезнями и да­же самоубийством. (11) А ведь подчас все начи­нается, казалось бы, с безобидных и при­вычных грехов юности!

(12) Нередко мы и вовсе не считаем их гре­хами, не замечаем либо упорно не хотим видеть их опасности. (13) Голос совести зовет нас к добру, но мы отвергаем этот призыв и идем на обольстительные огни легко­мысленных удовольствий. (14) Думаем, что это — ориентиры к желанному счастью. (15) А на самом деле попадаем в беспощадный капкан греха.

(16) Грех сжигает совесть, парализует волю, омрачает чувства, оскверняет тело. (17) Грех разрушает семьи, убивает детей во чреве матери, наводит болезни.

(18) Премудрый царь Соломон и пре­достерегает: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям серд­ца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».

(19) Такова расплата за грех!

(По К.В. Зорину)

Творогова Галина

(1) По мысли прот. В. Зеньковского, юность со­единяет все предыдущие периоды развития лич­ности и подготавливает наступление зрелости.

(2) Все силы души: чувственно-эмоциональная, интеллектуальная и физическая вполне созревают и достигают своего расцвета, формируя своеоб­разный и неповторимый человеческий облик юноши или девушки.

(3) Юность — это период цельности устремле­ний, поисков своего места в жизни и активного формирования внутреннего мира. (4) Молодая душа как бы переключается на себя. (5) Главный мотив поступков молодежи — выявить свой личност­ный, творческий и жизненный потенциал («чего я стою?»). (6) Юноши и девушки активно входят в мир, узнают его, любят его, хотят в нем себя проявить и добиться признания.

(7) Но периоду юности свойственны максима­лизм установок и притязаний, категоричность суждений, а также идеализация представлений о жизни и людях. (8) Романтичность, мечтательность и жизненная неопытность юношей и девушек нередко приводят их к тому, что они претендует на достижение того, для чего у них пока не хва­тает ни сил, ни знаний, ни возможностей. (9) Дра­матический разрыв между притязаниями и ре­альными возможностями болезненно пережива­ется в этот период как личностная несостоятель­ность, как некий внутренний кризис, который подчас повергает молодых людей в состояние уныния и отчаянья или, напротив, подталкивает к бунту, протесту и преступлению. (10) Надломлен­ная молодая душа часто становится болезненно замкнутой и застенчивой, боязливой и неуверен­ной в себе, или, напротив, циничной, жестокой и агрессивной. (11) Все жизненные неудачи в юно­шеском возрасте переживаются как трагедии: провал на экзаменах, несовершенство внешних данных, несчастная любовь, ссора с родителями или друзьями, невозможность поступить на ра­боту и т. п., — все это может привести молодых людей к неадекватной жизненной позиции, разочарованию в себе или в окружающем мире. (12) Прот. В. Зеньковский пишет, что юность — самый благоприятный период для начала цер­ковной жизни, так как человек в этот период жаждет совершенства во всем и одновременно остро ощущает свою «духовную наготу» и лич­ную ограниченность. (13) С другой стороны, если в юности человек не обретает Бога, то он нередко «уходит в болезнь» или встает на опасный путь преступления и насилиями наше время к числу «болезненных» форм поведения юношей и деву­шек могут быть также отнесены: наркомания, пьянство, проституция и суицидальные попытки. (14) Сталкиваясь с молодыми людьми на грани их личностного кризиса, следует помнить, что пре­одоление депрессии и уныния, склонности к протестам и преступлениям не достигается только путем убеждений. (15) Юноши и девушки прекрасно знают, что наркомания, пьянство, стремление покончить с собой или кому-то жес­токо отомстить представляют собой социально осуждаемые деяния. (16) Но, хорошо зная об этом, они все же вновь и вновь повторяют свои по­ступки, поскольку не могут преодолеть своего навязчивого желания сразу получить все, чего они хотят добиться в жизни (17) Отсутствие терпе­ния, способности к волевому усилию и труду, на основе которых только и возможны какие-ли­бо серьезные результаты, делает молодежь уяз­вимой и неприспособленной к жизни. (18) Следова­тельно, надо не поучать юношей и девушек, а стремиться приобщить к какой-либо созидательной деятельности, позволяющей получить полезный опыт преодо­ления внешних трудностей и внутренних проб­лем собственного «Я».

(19) На данном возрастном этапе молодежь нужда­ется в том, чтобы рядом с ними был не просто понимающий и снисходительный старший друг, но и настоящий наставник, под руководством которого они смогут подлинно созреть и развить­ся как личность. (20) Включенность в общее дело, доброжелательность и простота в обращении, ясное понимание жизненных целей и ценностей, посредством которых человек обретает свое ду­ховное достоинство, профессиональная состоя­тельность, — все это является непременным условием помощи молодым людям на трудном этапе их жизненного пути.

(И.Н. Мошкова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: