В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Происходящий в XX веке переход к постиндустриальному обществу связан со снижением остроты межклассовых противоречий. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных методов, характерных для XIX в.
Современное общество выработало рациональные методы регулирования конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Основные положения разработанной им теории социального конфликта можно свести к следующему:
1) поскольку отличительная черта любого общества - отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт;
2) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения, господство одних групп над другими: хозяев - над работниками, офицеров - над солдатами, преподавателей - над студентами, государственный чиновников - над всем остальным обществом;
|
|
3) общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые, межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку конфликты полностью никогда не исчезают;
4) общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т. п.;
5) именно эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности ее получить.
Р. Дарендорф анализирует социальную организацию любого уровня, начиная от индивида небольшой группы или учреждения до общества в целом, которую он называет «императивно координированной ассоциацией». Для этой организации характерно четкое разделение ролей и статусов её членов, а основными ролевыми позициями, согласно Дарендорфу, являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношении. Иными словами, в любой организации индивиды и группы выполняют определённые роли согласно своей принадлежности властным стратам.
Далее Р. Дарендорф говорит о том, что в организации отношения власти стремятся стать узаконенными. Следовательно, их можно рассматривать как отношения авторитета, где некоторые индивиды или группы имеют общепризнанное, узаконенное или нормативное право властвовать.
|
|
По Дарендорфу, совокупность полномочий по нормополаганию, истолкованию норм и применению санкций против ненормативного поведения означает наличие господства. А наличие господства и подчинения ведет к конфликту. Под конфликтом он понимает «все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп» (Gesellschaft und Frei-heit, 125).
Упорядоченное функционирование организации поддерживается при помощи процессов, создающих отношения авторитета и власти.
Однако, власть и авторитет - дефицитные ресурсы. За них идет борьба и конкуренция между подгруппами организации.
Дарендорф отмечает, что в любой организации можно выделить два основных типа ролей правящих и управляющих. Правящие заинтересованы в сохранении своего положения, а управляющие - в перераспределении власти или авторитета. При определённых условиях осознание этой противоположности интересов возрастает и организация делится на две конфликтующие группы. Решение конфликта влечёт за собой перераспределение власти. По это положение узаконивает новые группы правящих и управляемых ролей, которые снова начиняют конкурировать друг с другом. Таким образом, развитие организации - это цель повторяющихся конфликтов по поводу отношений власти.
Положения концепции Дарендорфа:
1. Чем более члены подгруппы в организации могут осознать свои интересы и образовать конфликтную группу, тем с большей вероятностью произойдет конфликт.
2. Чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее конфликт.
3. Чем больше обнищание подчиненных переключается с абсолютного на относительный уровень сравнения, тем более насильственным является конфликт.
4. Чем меньше мобильность между подчиненными и господствующими группами, тем острее конфликт.
5. Чем меньше конфликтные группы способны приходить "к соглашениям, тем более насильственный конфликт.
6. Чем острее конфликт, тем больше он вызовет структурных изменений и реорганизаций.
7. Чем более насильственным является конфликт, тем выше темпы структурных изменений и реорганизаций.
Американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) в своей работе «Структура социального действия» трактовал конфликт как социальную аномалию, социальную болезнь, которую нужно лечить. Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений: 1) удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества; 2) эффективная деятельность органов "социального контроля", воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; 3) совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи, с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
Выступая сторонником социального порядка, обосновывая его как «естественную норму» общества, Парсонс основное внимание уделял проблемам интеграции, поддержания «гармонического» бесконфликтного отношения между элементами системы, а также проблемам воспроизводства социальной структуры и снятия социально-психологических напряжений в обществе. Это напряжение чрезвычайно опасно для системы, поскольку может ее разрушить.
Разработанная Парсонсом интеграционистская ориентация общества противопоставлена конфликтной ориентации Р. Дарендорфа: модели конфликтной и интеграционистской ориентации.
|
|
Нужно, прежде всего, уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам. Именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. Основой этих общих представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и в природе, является описание двух их основных моделей: статической и динамической.
Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны, а вторым - отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны.
Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул – реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.
Если возможности животных в конфликтной ситуации ограничены некоторым минимальным числом стереотипов «борьба из-за пищи, территории, места в иерархии», то природа человека столь пластична, что предполагает множество вариантов конфликтных действий.
Специфика общественных конфликтов связана с оперированием большими объемами информации. Даже те конфликты, которые на первый взгляд связаны только с материальными причинами, в действительности имеют много других аспектов. Этим определяется сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, наличие в них не только явных, но скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации как раз и находится в самосознании сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.
Выводы Боулдинга сводятся к тому, что несовместимость потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения является универсальным источником конфликта.
|
|
Немалый вклад в развитие концепции конфликта внесли Э. Мэйо, Ж. Сорель, К. Томас, Э. Пестель, а из отечественных конфликтологов - Ф. Бородкин, Н. Гришина, А. Ершов, А. Здравомыслов и другие. Кроме этого, в 1990 г. в Красноярске был создан Клуб конфликтологов, а в 1993 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов. На сегодняшний день таких организаций только в Санкт-Петербурге насчитывается около десяти.
Таким образом, конфликтология как отдельная наука находится на стадии формирования по новым направлениям, на различных уровнях общественного развития.
Заключительная часть:
Таковы некоторые рекомендации, которые следует соблюдать работникам правоохранительных органов, экспертам и которые следует тщательно запомнить курсантам и слушателям юридических ВУЗОВ и факультетов чтобы применять в будущей практической деятельности.
Литература
Основная литература:
1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. – М., 2002.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2003.
3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 2000.
4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М., 2003.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.
6. Вересов Н.Н. Формула противостояния. – М., 1998.
7. Вершинин М.С. Конфликтология. СПб., 2004.
8. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново, 2005.
9. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2003.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2004.
11. Долгий путь российского пацифизма /Под ред. Т.А. Павловой - М., 1997.
12. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов-на-Дону, 1992.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта – М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., 2005.
2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001.
3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина СПб., 2004.
4. Конфликтология / Сост. М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова. – М., 2002.
5. Коузер Л.А. Основы конфликтологии. СПб, 2000.
6. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 1999.
7. Льюис Дж. Управление командой. Как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб., 2004.
8. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
9. Паркер Г.М. Формирование команды. – М., 2002.
10. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Ярославль, 2003.
11. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное решение конфликтов. М., 2001.
12. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 2003.
13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. – М., 1999.