Пояснительная записка. Учебно-методический комплекс

Культурология

Учебно-методический комплекс

для студентов Факультета непрерывного образования

(специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»)

Москва
2013


Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Культурология» для специальности среднего профессионального образования 030912 «Право и организация социального обеспечения». - М.: Российская академия правосудия, 2012. – 53 с.

ОДОБРЕН Предметно-цикловой комиссией по общеобразовательным дисциплинам ФБГОУ ВПО «Российская академия правосудия» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
  Кафедра общеобразовательных дисциплин ФБГОУ ВПО «Российская академия правосудия», протокол от «30» июня 2012 года № 12

Автор:

Згоржельский С.П. - профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, к.и.н., доцент.

Рецензент:

Ивашко М. И. – заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, д.и.н., профессор.

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ФБГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А.

© Российская академия правосудия, 2013

© Згоржельский С.П., 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………... 6

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….…8

Тематический план…………………………………………………………………...9

Программа курса…………………………………………………………………….. 11

Тематический план семинарских занятий………………………………………… 18

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………… 24

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……….. 24

Приложение 1.Тестовые задания по истории
западноевропейской культуры……………………………………………………… 25

Приложение 2. Список произведений
западноевропейского искусства…………………………………………………….. 36

Приложение 3. Тестовые задания по истории
отечественной культуры…………………………………………………………….. 37

Приложение 4. Список произведений отечественного искусства………………… 46

Приложение 5. Список заданий на подготовку творческих
заданий в форме презентаций……………………………………………………….. 48

Список литературы…………………………………………………………………….54


Пояснительная записка

Культурология является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в основной общей школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, обществознания, а также при изучении общеобразовательных дисциплин, в первую очередь «Мировой художественной культуры», на 1-м курсе факультета непрерывного образования. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, естествознания.

Курс культурологи нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями европейской культуры и искусства в различные исторические эпохи. Он не содержит полного перечисления всех явлений европейской художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

В ходе изучения дисциплины выделяются два культурно-географических ареала – Западная Европа и Россия. Это позволяет показать, какой системой ценностей оперируют народы указанных ареалов, являясь носителем прежде всего христианской религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат они улавливают мир, какой миропорядок выстраивается у них в голове. Вместе с тем, в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития европейской культуры: от культуры античного мира до культуры XXI века.

Курс культурологии позволяет осознать уникальный социокультурный опыт европейского человечества, роль России в культурном процессе; учит студентов воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Особенностью курса культурологии является его непосредственная связь с задачами профилизациигуманитарного образования студентов. При изучении основных этапов развития европейской культуры особое внимание уделяется изучению сюжетов, посвященных месту, роли права в культуре. Предполагается, что курс культурологии станет основой для более углубленного изучения роли и места права, суда в художественной культуре Европы, отечественной культуре на старших курсах в рамках специальных курсов.

В связи с этим предполагается развитие у студентов умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, особый упор делается на использованиесамостоятельной работы студентов, ориентированной на расширение кругозора и активное участие студентов в освоении достижений культуры. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы студентам более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Изучение культурологии на ступени среднего профессионального образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к европейским и отечественным культурным традициям;

• развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

• освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

• овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализация программы по дисциплине «Культурология» предполагает особую значимость межпредметных связей, прежде всего с основами философии, историей, религиоведением.

Рабочий учебный план факультета непрерывного образования по специальности «Право и организация социального обеспечения» отводит для обязательного изучения учебной дисциплины “Культурология” 85часов в III-ем семестре, в том числе 57 часов аудиторных занятий: лекции – 38 часов, семинары – 19 часов.

28 часов отводится для самостоятельной работы студентов.

Аттестация знаний студентов проводится в форме письменного зачета.

В результате изучения дисциплины «Культурология» в наиболее обобщенном виде студент должен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: