Психологическая утопия

В последнее время я часто погружаюсь в грезы о психологической утопии ѕо государстве, все граждане которого обладают отменным психологическимздоровьем. Я даже придумал ей название ѕ Евпсихея. Давайте вместепредставим, что мы выбрали из всего населения Америки наиболее здоровыхграждан, например, тысячу здоровых семей и поселили их на каком-нибудьнеобитаемом острове, где они могли бы обосновать свое государство илиобщину. Мы кое-что знаем о характеристиках, свойственных наиболее здоровымлюдям. Можем ли мы предсказать, какой тип общественных отношений онипредпочтут? Какова будет система образования в их обществе? Экономическаясистема? Религиозная? Какими будут отношения между мужчинами и женщинами? На некоторые вопросы я, пожалуй, не готов ответить сразу, особенно нате, которые касаются экономики. Но есть вещи, в которых я совершенно уверен.В частности я убежден, что это будет анархическое общество (анархическое вфилософском смысле этого слова), они будут привержены культуре даоистичноготолка, культуре, основанной на любви, предоставляющей людям гораздо большуюсвободу выбора, чем предоставлено нам нашей культурой. Это будет общество, вкотором уважаются базовые потребности и метапотребности людей. Люди в этомобществе не будут обременительны друг для друга, они не будут навязыватьдруг другу свои мнения, убеждения и вкусы, будут гораздо более вольны ввыборе религии, мировоззрения, партнеров по общению, одежды, пищи,искусства. Другими словами, жители Евпсихеи будут по-даосскиневмешательными, доброжелательными, честными, любящими людьми, будут готовыидти навстречу желаниям другого человека, удовлетворять его потребности. Вих обществе будет гораздо меньше насилия, презрения, деспотизма и стремленияк власти. При таких условиях глубинные способности человеческой природызаявят о себе в полный голос. Возвращаясь к вопросу о свободе выбора, считаю нужным подчеркнуть, чтоситуации свободного выбора благоприятны не для всех взрослых людей, а лишьдля здоровых людей. Невротик не способен к верному выбору, он чаще всего незнает, чего он хочет, а если и знает, то не обладает мужеством, достаточнымдля того, чтобы сделать правильный выбор. Когда мы говорим о благотворностисвободного выбора у людей, мы имеем в виду здоровых взрослых и детей,внутренняя природа которых еще не деформирована патогенными влияниями. Ксожалению, большинство экспериментов по изучению свободного выбора былопроведено не на людях, а на животных, но мы располагаем множествомклинических данных, почерпнутых нами из анализа психотерапевтическогопроцесса, которые подтверждают справедливость вышеизложенной точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: