Комментарии. 1 если попытаться сформулировать, чем же конкретно отличается хорошийхудожник от хорошего ученого, то я бы сказал так: во-первых

1 Если попытаться сформулировать, чем же конкретно отличается хорошийхудожник от хорошего ученого, то я бы сказал так: во-первых, художниквскрывает идеографическую сущность явлений, их уникальность,идиосинкратичность, индивидуальность, тогда как труд ученого номотетичсн,ученый оперирует абстракциями и обобщениями. Во-вторых, и художник, иестествоиспытатель обнаруживают проблемы, задают вопросы, выдвигаютгипотезы, но художник, в отличие от ученого, не ставит перед собой задачуразрешить проблему, найти ответ на вопрос, подтвердить гипотезу. Этифункции, как правило, ѕ исключительная прерогатива ученого. Ученый чем-топохож на бизнесмена, на спортсмена или хирурга ѕ он прагматик, он оперируетданными, которые можно проверить, подтвердить или опровергнуть. Его трудболее конкретен, результаты его труда позволяют нам оценить правоту егосуждений и предположений. Если ученый утверждает, что изобрел велосипед, томы можем увидеть чертежи, пощупать руками опытный образец и узнать, скольковелосипедов его конструкции сошло с конвейера. Совсем другое дело ѕ трудучителя, художника, преподавателя, психотерапевта или священника. За сороклет неустанного труда они могут так и не достичь хоть каких-то результатов,однако это не помешает им хорошо себя чувствовать, они будут говорить себе,что делают хорошее, полезное дело. Так, психотерапевт может всю жизнь делатьодну и ту же ошибку и называть это "богатым клиническим опытом". 2 Тому из читателей, кто понимает революционность этого заявления ижелает подробнее ознакомиться с этим вопросом, я рекомендовал бы обратитьсяк книге М. Полани Personal Knowledge (376). Это великая книга. Ее довольнотрудно читать, но я советую вам "продраться" через нее. Если же у вас нетвремени, желания или сил для того, чтобы штудировать столь грандиозный труд,то рекомендую прочесть мою книгу "Психология науки: переосмысление" (292) ѕв ней в краткой и удобной форме изложены те же самые положения. Данная главаи зги две книги вместе с работами, упомянутыми в библиографии к ним, даютдостаточно полное представление о том, какой след оставило в науке новоегуманистическое течение Zeitgeist (Дух Времени). 3 "Молодежь со школьной скамьи приучалась к научному труду, подросткисоставляли внушительные монографии, посвященные какой-либо проблематике."Оригинальное исследование" ѕ так это называлось у них. Чтобы написатьхорошее "оригинальное исследование", нужно было обнаружить некие, до сих пормалоизвестные факты, пусть даже частного свойства и не представляющие вданный момент особой ценности, ѕ рано или поздно они все равно могутпонадобиться какому-нибудь специалисту. Полчища ученых многочисленныхуниверситетов обобщали их труды, творили своды и критические обзоры,настойчиво и терпеливо исписывая горы бумаги ради таинственных, загадочныхцелей". (Ван Дорен К. Tree Worlds. Harper & Row, 1963, p. 107.) "Или сидятони целыми днями с удочками у болота и оттого мнят себя глубокими; но ктоудит там, где нет рыбы, того не назову я даже поверхностным". (Ницше. "Такговорил Заратустра". М.,Мысль, 1990, с. 130. Перевод Ю. М. Антоновского.)"Болельщик" ѕ это тот, кто сидит и смотрит, как соревнуются спортсмены. 4 "Мы беремся за то, что умеем делать, вместо того, чтобы попытатьсясделать то, что должны сделать". (Ансхен, Р., ed., 5cience and Man,Harcourt, Brace&World, 1942, p. 466.) 5 "Нужно любить вопросы" ѕ Рильке."Вот в чем ответ: О чем спросить, незнаю". ѕ Л. Маклэйш, The Hamlet of A. MacLeish. Houghton Mifflin. 6 "Гений ѕ это передовой кавалерийский отряд, чей молниеносный прорывпозволяет далеко продвинуться вперед, за линию фронта, но такое продвижениенеизбежно оставляет фланги открытыми". (К"стлер A. The Yogi and theCommiddar, Macmillan, 1945, p. 241.) 7 "Ученый удостаивается звания "великого" не столько за то, что находитрешение какой-то проблемы, сколько за то, что поднимает проблему, решениекоторой... означает реальное движение науки вперед". (Кэнтрил Г. An inquiryconcerning the characteristics of man, /. abnorm. social Psychol., 1950, 45,491-503.) "Сформулировать проблему гораздо важнее, чем решить ее; последнеескорее зависит от математических или экспериментальных навыков. Для того,чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старуюпроблему с новой точки зрения, необходимо иметь творческое воображение, итолько оно движет науку вперед". (Эйнштейн А. и Инфелд Л. The Evolution ofPhysics, Simon and Schuster, 1938.) 8 Сэр Ричард Ливингстоун из Оксфордского Колkеджа Праздника ТелаХристова определяет ученого-исполнителя как человека, "который доскональнознает свою работу, но не понимает ее конечной цели и ее места в универсуме".Кто-то другой, не помню кто, аналогичным образом охарактеризовал эксперта.Эксперт ѕ это тонкий знаток деталей и полный профан по существу вопроса, неимеющий права на ошибку. 9 Более подробное обсуждение приведенной здесь аргументации можно найтив работе Мюррея с соавторами Explorations of Personality (346). 10 Например, Янг (492), вообще исключает из своей теории мотивациипонятие цели или намерения на том лишь основании, что мы не можем спроситькрысу о ее намерении. Но ведь мы можем спросить об этом человека, и развесама по себе возможность спросить имеет хоть какое-либо значение? Разумнее илогичнее в таком случае было бы отказаться не от понятия "цель", а отэкспериментов с крысами. 11 С возрастом, по мере когнитивного и моторного развития ребенка кругнезнакомых стимулов постепенно сужается, они становятся для него все менееугрожающими и все более подконтрольными. Можно сказать, что обучениеисполняет одну из главных конативных функций ѕ оно нейтрализует угрозу припомощи ее познания, помогает ребенку не бояться грома, объясняя ему, чтотакое гром. 12 Для того, чтобы убедиться в наличии потребности в безопасности умаленького ребенка, достаточно пронаблюдать его реакции на взрыв петарды, наприближение незнакомого бородатого мужчины, на прививку, на уход матери, намышь или паука в его постели и на другие экстремальные события. Я ни в коемслучае не призываю намеренно подвергать ребенка таким испытаниям, ибо онимогут серьезно навредить ему, но в повседневной жизни подобные ситуациивстречаются довольно часто, и мы могли бы воспользоваться ими вместо того,чтобы проводить специальные эксперименты, направленные на обнаружениерассматриваемой здесь потребности. 13 Нельзя сказать, что все неврозы обусловлены неудовлетвореннойпотребностью в безопасности. Причиной для развития невроза может статьпотребность в любви или потребность в уважении, не нашедшие своегоудовлетворения. 14 Мы не знаем, все ли люди испытывают такие желания. Но вопрос не вэтом. Сегодня более актуально звучит другая проблема ѕ всегда ли порабощениеи угнетение вызывают недовольство и бунт? Клинические данные и наблюденияпозволяют нам предполагать, что человека, познавшего вкус истинной свободы(свободы, основанной не на отказе от безопасности и зависимости, а наадекватном удовлетворении потребности), поработить не так-то просто. Но мыне знаем, насколько это утверждение справедливо по отношению к человеку,рожденному в рабстве. Более подробно этот вопрос обсуждается в другихработах (см. 145). 15 Более подробно проблема здоровой самооценки обсуждается в работах,упомянутых на странице 109, там же приведены результаты исследований,посвященных этому вопросу. Также советую обратить внимание на работыМак-Клелланда и его коллег (326, 327, 328) и другие (473). 16 На активность, носящую бесспорно творческий характер, такую,например, как занятия живописью, как, собственно, и на любой другой видактивности, человека может подвигнуть множество причин. Наблюдая затворческим процессом, вы вряд ли ошибетесь в том, удовлетворен творец илинет, счастлив или несчастлив, испытывает голод или пресыщен. Кроме того,ясно, что творческая активность сама по себе еще не может служитьсвидетельством креативности человека. Поводом для активности такого родамогут оказаться компенсаторные механизмы; для сердца, переполненногочувствами, тонущего в них, творчество может стать мелиоративнойдеятельностью, защищающей рассудок от бушующих страстей; в конце концов,причины для творческой активности могут быть даже очень грубыми иматериальными. Позволю себе выдвинуть следующее предположение (этопредположение основывается на личных наблюдениях): при внимательном анализепродукта творческой или интеллектуальной деятельности несложно определить,насколько удовлетворен в своих базовых потребностях его создатель. В любомслучае, при анализе творческой деятельности крайне полезным будет учитыватьпринципы динамической психологии, которые помогут отделить сам поведенческийакт от его мотивации, от его целей. 17 "Человеческое существо отличается искренним интересом к миру, емусвойственна потребность в действии, в эксперименте. Человек получаетглубочайшее удовлетворение от исследования реальности. Он не видит вреальности ничего опасного или угрожающего его существованию. Чувствобезопасности перед лицом окружающего мира уходит своими корнями в самыеглубины человеческого организма. Человек ощущает угрозу только вспецифических ситуациях и только в условиях депривации. Но даже в такихусловиях он предчувствует скорый конец неприятных ощущений, понимает, чтоони временны и в конце концов отступят, что он вновь спокойно взглянет наокружающее и испытает чувство безопасности в соприкосновении с миром". (412,р. 220) 18 Приняв подобную трактовку понятия "болезнь" мы неизбежно должныбудем обратититься к исследованию взаимоотношений человека и общества. Вданном случае запускается следующая логическая схема: 1) если мы утверждаем,что человек, базовые потребности которого не удовлетворены, ѕ больнойчеловек, и 2) если причины его неудовлетворенности лежат вовне, в окружающейсреде, в обществе, следовательно 3) болезнь индивидуума является результатомболезни общества. В таком случае следует принять следующее определениехорошего, здорового общества: хорошим можно считать то общество, которое,удовлетворяя базовые потребности своих членов, высвобождает их высшиепотребности, стремления и цели. 19 Все, что прозвучит в этом разделе, относится только к базовымпотребностям. 20 Далее мы покажем, что оценка степени базового удовлетворения можетбыть использована как основание для классификации типов личности. Если мыбудем рассматривать каждую ступень удовлетворения как шаг по направлению кзрелости, как движение личности к самоактуализации, то мы получим схему дляпостроения теории развития, перекликающуюся с теориями Фрейда и Эрик-сона(123, 141). 21 Ученых, придерживающихся подобного взгляда на человека, великоемножество. Я не имею возможности назвать их всех и упоминаю лишь некоторых,стоящих у истоков этого течения. Список членов Американской АссоциацииГуманистической Психологии содержит сотни имен, некоторые из которых можнонайти в библиографии (69, 344, 419, 441). 22 "Но разве нельзя предположить, что примитивная, бессознательнаясторона человеческой натуры может быть эффективно укрощена или дажерадикально трансформирована? Если мы отвергнем это предположение, то нашацивилизация обречена (р.5). За благопристойным фасадом сознания с егодисциплиной, моралью и чистыми помыслами скрываются грубые, вульгарныеинстинктивные силы, страшные, непримиримые, неистребимые монстрыподсознания. Они редко заявляют о себе открыто, но именно их энергия, ихнеиссякаемая сила питает нашу жизнь: без них живые существа были бы инертныкак камни. Но если бы мы поддались произволу этих сил, позволили имповелевать нами, то жизнь утратила бы свой смысл, свелась к непрерывномуциклу "рождениеѕсмерть", как это было в теплых водах протерозойского океана(р.1). Инстинктивные силы, вызвавшие переворот в Европе и за десять летуничтожившие результаты многовековых усилий цивилизации... (р.3). До техпор, пока религиозные и социальные структуры способны сдерживать и вкакой-то мере удовлетворять внутренние и внешние потребности членовобщества, эти инстинктивные силы дремлют, и мы забываем об их существовании.Однако, время от времени они пробуждаются и врываются в нашу упорядоченнуюжизнь, поднимая страшный шум и переполох, безжалостно выдергивая нас изумиротворенного покоя. Но, несмотря на эти встряски, мы наивно продолжаемсчитать, что человеческому разуму подвластен не только мир природы, но и мирнаших инстинктов" (р.2). (Хардинг М.Е. Psychic Energy, Pantheon, 1947.) 23 Сама по себе угроза не обязательно патогенна; наряду сневротическими и психотическими, существуют и здоровые способы еепреодоления. Более того, даже явно угрожающая ситуация может не представлятьпсихологическую угрозу для конкретного человека. Бомбежка, при которойсуществует реальная угроза жизни, может быть менее угрожающей для человека,чем насмешка, оскорбление, предательство друга, болезнь ребенка илинесправедливость, творимая по отношению к совершенно посторонним ему людям.Кроме того, угроза может способствовать укреплению личности. 24 И здесь нужно подчеркнуть, что сама по себе травма еще необязательно означает травматизацию. Травма может содержать в себепсихологическую угрозу, но не обязательно. Скажу больше: для человека,успешно преодолевшего травматическую ситуацию, сама травма может иметьвоспитательные и укрепляющие последствия. 25 Концепции, анализируемые в данной главе, носят столь общий характер,что они применимы к самым разным типам экспериментальных исследований.Например, в этой главе я мог бы говорить о текущих исследованиях феноменоврепрессии, забывания и персеверации невыполненных заданий, или обисследованиях, непосредственно касающихся проблемы конфликта и фрустрации. 26 Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Комитет по социальнымисследованиям, который оказал мне финансовую поддержку, благодаря чему ясмог совершить эту поездку. 27 Это заявление относится главным образом к людям старшего поколения,которых я исследовал в 1939 году. С тех пор наше общество сильно изменилось. 28 Должен предупредить, что здесь следует избегать излишней резкостипротивопоставления. Большинство поведенческих актов имеет как экспрессивный,так и функциональный компоненты. Например, ходьба может, в одно и то жевремя, и приближать человека к какой-то цели, и нести в себе экспрессивноезначение. Однако мы, в отличие от Олпорта и Вернера (8), допускаемтеоретическую возможность существования чисто экспрессивных актов, ккаковым, вероятно, относятся фланирование (в отличие от ходьбы), стыдливыйрумянец, грациозность движений, жалкую позу, посвистывание, радостный смехребенка, творчество ради творчества, истинную самоактуализацию и т.п. 29 Это заявление следует рассматривать независимо от конкретныхформулировок теории мотивации. Например, его можно распространить и нагедонизм. Его можно перефразировать следующим образом: "Функциональноеповедение устремлено к похвале и бежит от порицания, желает наград и боитсянаказания; экспрессивное поведение не чувствительно к этим вещам, по крайнеймере, до тех пор, пока оно остается экспрессивным". 30 В нашем обществе, отличающимся чрезмерным прагматизмом, всепропитано духом функциональности, духом инструментализма. Он вездесущ, мыфункциональны, когда говорим о любви ("занятия сексом полезны дляздоровья"), о спорте ("физические упражнения улучшают пищеварение"), обобразовании ("учись, или в дворники пойдешь!"), о пении ("...развиваетлегкие"), об отдыхе ("активный отдых ѕ крепкий сон"), о погоде ("...будетхороший урожай"), о чтении ("нужно быть эрудированным человеком"), онежности ("ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок вырос невротиком"), одоброте ("делай людям добро, и воздается тебе"), о науке ("интересынациональной безопасности") и об искусстве (" что бы де\ала рек\ама безискусства!") 31 Я воздержусь от рассмотрения конкретики символических актов,поскольку при этом слишком велик соблазн погрузиться в анализувлекательнейшей, но чрезмерно объемной проблемы символизма Что касаетсяснов, то очевидно, что помимо ночных кошмаров людям снятся какфункциональные сны (например, сны об осуществлении желаний), так иэкспрессивные сны (например, тревожные сны). В принципе последнююразновидность снов можно было бы использовать в качестве своего родапроективного теста для диагностики характерологической структуры 32 Обычно неосознанные потребности выражаются в снах, видениях, вэмоциональных поступках и непреднамеренных действиях, в описках и оговорках,в непроизвольных жестах, смехе, навязчивостях, рационализированных чувствах,проекциях (иллюзиях, заблуждениях убеждениях), фантазиях, в бесчисленныхосознанных же\аниях, в психопато югических симптомах (особенноконверсионно-истерического круга) и в таких проективных ситуациях и тестах,как игра в дочки-матери, сочинение историй (ТАТ), рисование пальцем, рисунокчеловека Со своей стороны я добавил бы к этому перечню ритуалы, церемонии,народные сказки и тому подобные вещи 33 Хороший пример приводит Мекил Он рассказывает о женщине, страдающейистерическим параличом. Врач сообщил больной ее диагноз, и, спустя несколькодней все симптомы, связанные с истерическим параличом, пропали Однако черезнекоторое время женщина впала в коллапс и была госпитализирована. В больницеу нее не обнаружили симптомов паралича но диагностировали истерическуюслепоту. Сторонники так называемой "поведенческой терапии" в последнее времядобиваются удивительных успехов они устраняют негативную симптоматику, непричиняя вреда своим пациентам. По-видимому, замещающая функция симптомов ѕне столь распространенное явление, как полагают психоаналитики. 34 Источники взяты из работ, указанных в библиографии (58, р 97), (68,рр 264ѕ276) См также руководство и библиографию к Тесту СамоактуализацииШострома (425, 426) 35 С точки зрения вечности (лат) 36 Чувство общности (нем) 37 Я глубоко признателен Тамаре Дембо за помощь в анализе этой проблемы 38 Любовь самоактуализированного человека, или любовь на уровне Бытия,ѕ это постоянная, добровольная и полная самоотдача, в которой нет местаоговоркам, тайным умыслам и расчетливости, вроде тех, что сквозят ввысказываниях некоторых молодых женщин "А ты помучай ею немножко", "Пусть онповолнуется", "Не позволяй ему садиться тебе на шею", "Пусть поревнует","Люби, люби, но стой на своем", "Тот, кто любит сильнее, оказывается впроигрыше" 39 Шварз, Освальд The Psychology of Sex Penguin Books 1951, p 21"Сексуальное влечение и любовь различны по своей природе, и все же онизависят друг от друга и дополняют друг друга Для здорового, зрелого человекасексуальное влечение и любовь неотделимы друг от друга Таков фундаментальныйпринцип психологии секса Если сексуальные отношения даруют человеку толькофизиологическое удовлетворение, их можно рассматривать в качестве признакасексуальной патологии (незрелости и т п)" 40 Балинт М On genital love, Int ] Psych]anal, 1948, 29, 34-40 "Есливы. заинтересовавшись проблемой генитальной любви, возьметесь перелистатьпсихоаналитическую литературу, посвященную этой проблематике, вы очень скорообнаружите два поразительнейших факта а) о генитальной любви написаногораздо меньше, чем о догенитальной любви, б) почти все, что написано огенитальной любви, написано в негативном ключе" (См также Балинт М The finalgoal of psychoanalitic treatment, Int J Psych]anal, 1936,17, 206ѕ216, p 206) 41 Фрейд, Зигмунд Civilization and Its Discontents "Всем своимповедением он демонстрирует, что ему неважно, любим он или нет, что главноедля него ѕ его проявление любви Он обесценивают преимущества роли любимого ипереносит их на роль любящего, и это позволяет ему избежать зависимости отобьекта любви Он старается защититься от возможной утраты объекта любви,даруя свою любовь не конкретному человеку, а всему человечеству, пытаетсязастраховаться от разочарований генитальной любви, отказываясь от ееестественной цели ѕ сексуального контакта ѕ трансформируя свой сексуальныйинстинкт в ненаправленный импульс В результате он пребывает в состояниинеизменно нежного отношения к человечеству, внешне, казалось бы, не имеющемничего общего с изменчивой, строптивой генитальной любовью, но вдействительности являющемся ее производной" (р 22) 42 Балинт М. On genital love, Int. J. Phychjanal., 1948, 29, 34-40"Чтобы избежать этой ловушки (акцента на негативных характеристиках),давайте рассмотрим идеальный случай постамбивалентной генитальной любви,любви, в которой нет не только амбивалентности, но и рудиментовдогенитального отношения к объекту. Что же мы увидим? А. Мы не обнаружим вней жадности, ненасытности, не обнаружим желания поглотить объект, сделатьего своей частью, лишить его независимого существования, то есть необнаружим оральных черт. В. В такой любви нет желания унизить, причинитьболь, нет стремления доминировать господствовать над предметом любви, тоесть нет садистических черт. С. В ней нет желания запятнать объект любви,надругаться над ним нет неприятия сексуальных желаний и удовольствийпартнера. В такой любви человек не боится, что его действия вызовут упартнера отвращение, и в то же самое время мы не обнаружим здесь и влеченияк порочным, к неприглядным качествам партнера ѕ одним словом, эта любовьлишена анальных черт. D. Здесь нет места гордости по поводу обладанияпенисом, нет страха перед гениталиями партнера и своими собственнымигениталиями, нет зависти к мужским или женским гениталиям, нет чувстваущербности, несовершенства, нет неприятия своих гениталий или гениталийпартнера, то есть нет следов фаллической стадии и кастрационногокомплекса... Итак, что же это такое ѕ "генитальная любовь" ѕ помимоотсутствия вышеперечисленных догенитальных черт? Излагая проблему коротко иконкретно, можно сказать, что человек любит того человека, который можетудовлетворить его и которого может удовлетворить он, то есть того, с кем онможет одновременно или почти одновременно испытать оргазм... Возможностьгенитального удовлетворения ѕ необходимое, но не достаточное условиегенитальной любви. Мы знаем, что генитальная любовь представляет собой нечтобольшее, чем чувство благодарности к партнеру за генитальное удовлетворение.Мы также знаем, что генитальная любовь может иметь место и при отсутствиивзаимного удовлетворения и взаимной благодарности. Так что же это такое ѕгенитальная любовь? Помимо генитального удовлетворения в настоящей любви мыобнаруживаем такие феномены как 1) идеализация, 2) нежность, и 3) особаяформа идентификации. Таким образом, в корне ошибочен уже сам термин"генитальная любовь"... То, что мы называем генитальной любовью,представляет собой сплав противоречивых элементов, столь разнородных какгенитальное удовлетворение и догенитальная нежность... Наградой человеку застрах, за напряжение, которые неизбежны в результате слияния противоречий,становится возможность кратковременной регрессии в счастливое, инфантильноесостояние неведения...-" (р. 34). 43 Различия между дефициентной любовью и высшей любовью подробноописаны в другой моей работе (295, pp. 42ѕ43). 44 Шварз, Освальд. The Psychology of Sex, Penguin Books, 1951: "Любовьнаграждает человека удивительной способностью обнаруживать в предмете своейлюбви достоинства и добродетели, недоступные взгляду равнодушногонаблюдателя. Эти достоинства реальны, они не придуманы любящим человеком ине являются плодом его иллюзий; любовь ѕ не самообман", (pp. 100ѕ101)."...мощный эмоциональный компонент, несомненно, присутствует в любви, нолюбовь ѕ это прежде всего когнитивный акт, позволяющий проникнуть в скрытуюсущность личности, познать ее глубинные первоосновы" (р. 20). 45 "Даже признавая, что он (разум) не знает представленного емуобъекта, он считает, что его незнание заключается только в том, что он незнает, к какой из давно известных категорий можно отнести этот объект, вкоторый ящичек картотеки следует поместить его, какой костюм, из имеющихся вгардеробе науки, будет ему впору. Он не знает, что перед ним ѕ объект А,объект В или объект С? Причем и А, и В, и С ѕ это обязательно объектыпонятные, давно известные ему. Мысль о том, что новый объект следует отнестик категории X, что для его классификации требуется создание нового концептаи, возможно даже, новый метод мышления, даже не приходит нам в голову. Нопосмотрите на всю историю философии ѕ науки, являющей собой образец вечногоконфликта систем. Она учит нас тому, что не так-то просто облачитьреальность в готовое платье готовых концепций, что всякий раз приходитсязаново снимать с нее мерку. Но нашему разуму невдомек этот урок, онуклоняется от решения этой проблемы и с горделивой скромностью заявляет, чтоему нет дела до абсолютных истин, что его интересуют лишь относительныекатегории. Он вполне обезопасил себя этой декларацией ѕ теперь он чувствуетсебя вправе мыслить в соответствии с привычными шаблонами, раздаватьотносительные оценки всем явлениям, не обращая внимания на его истинноезначение, не пытаясь вынести сколько-нибудь однозначного суждения о нем.Корни такого мировоззрения уходят к платоновскому принципу познания, котороеон понимал как обнаружение некой предустановленной Идеи. Платон полагал, чтодля познания реальности достаточно заключить ее в предсуществующую системукоординат, уже имеющуюся в нашем распоряжении, поместить эту реальность врамки некоего имплицитного, универсального знания. Платоновская точка зренияна познание близка свойствам холодного интеллекта, наш разум словно создандля того, чтобы каталогизировать каждый новый объект, помещать его в ту илииную, уже существующую, рубрику. В этом смысле можно сказать, что все мы визвестной степени платоники". (46, pp. 55ѕ56.) 46 Попытка провести различия между вышеназванными подходамипредпринималась и другими психологами. Например, Курт Левин (274) говорит обаристотелевском и галилеевском подходах в науке. Гордон Олпорт (6) говорит онеобходимости "идеографического" подхода к личности, противопоставляя его"номотетическому", а многие ученые, занимающиеся проблемами семантики,подчеркивают, что между отдельными переживаниями больше различий, чемсходства (215). Все эти рассуждения не только подтверждают главную мысльэтой главы, но и были использованы при ее написании. Ниже мы обсудимнекоторые из любопытнейших вопросов, которые неизбежно возникают вследствиепредложенной Куртом Гольдштейном дихотомии "конкретноеѕабстрактное" (160).Советую также обратить внимание на книгу Итарда Wild Boy of Aveyron. 47 Немало экспериментальных данных, поясняющих поднятую здесь проблему,можно найти в блестящем исследовании Бартлетта (33). 48 "Для человека любого возраста, от младенца до глубокого старца, нетспособности более полезной, чем наше умение превращать новое в старое, чемнаша способность воспринимать любое явление, несущее в себе угрозусложившейся системе представлений, не как незваного гостя, а как старогознакомого У нас не вызывают интереса и удивления те вещи, для обозначениякоторых в нашем распоряжении нет готовых определений или стандартовповедения" (211, Vol II, Р 110) 49 "Даже слабая концентрация внимания влечет за собой селекцию, врезультате чего сознание четко фиксирует одни аспекты реальности, игнорируядругие, причем выбор этот всегда продиктован нашими желаниями и ожиданиямиОднако именно этой селективности мы должны избегать, потому что, идя наповоду у собственных ожиданий, мы рискуем иметь дело лишь с тем, что ужеизвестно нам, а потворство собственным желаниям неизбежно приводит кфальсификации реальности. Полезно было бы всегда помнить о том, что смыслуслышанного, как правило, можно постигнуть только некоторое время спустя""Таким образом очевидно, что принцип равномерного распределения вниманиястановится естественным продолжением нашего требования к пациенту ѕ сообщатьпсихоаналитику все, что проносится в его сознании, не подвергая свои мысликритике и селекции. Терапевт, игнорирующий этот принцип, лишает себя оченьмногих преимуществ, которые могут быть получены за счет подчинения пациента"фундаментальному правилу психоанализа". Это правило можно сформулироватьследующим образом "Внимание нужно очистить от усилий, от старания, толькотогда будет открыт простор "бессознательной памяти" Можно переформулироватьего еще проще "Не напрягайся, просто слушай пациента""" (139, рр 324ѕ325) 50 Как в любой банальности, в этом противопоставлении таится опасность.Говоря о различиях между научным и художественным видениями реальности, ядалек от желания навек разлучить их. На мой взгляд, ученые могут и должныбыть интуитивны, артистичны в своем подходе к реальности, они должнынаучиться доверять своим впечатлениям и уважительно относиться кнепосредственному эмпирическому опыту, даже если они не могут найти емутеоретического обоснования. И наоборот, научное исследование и познаниереальности может углубить восприятие художника, сделать его болеедостоверным и более зрелым Мой призыв к целостному восприятию мира в равноймере относится и к ученому, и к художнику 51 "Чем-то это похоже на приемы низкопробной беллетристики Ее такжеможно рассматривать как олицетворение вербальной ригидности во всех ееформах содержательной, формальной и оценочной Фабула, персонажи, действие,ситуации, "мораль" ѕ все стандартизовано до предела Штампованные слова ифразы похожи друг на друга как братья-близнецы Благодаря этому персонажвоспринимается нами не как характер, а как тип, мы мгновенно узнаем в немзлодея, сыщика, бедную девушку, сына начальника и т д". (215, р 259)Специалисты по семантике утверждают, что как только индивидуум соглашается ссоциальной категоризацией, тут же и другие начинают воспринимать его не какиндивидуума, а как категорию. 52 "Интеллект непроизвольно начинает поиск уже известных ему аспектов впредставшей перед ним проблемной ситуации, он ищет подобия в надеждеприменить уже известное ему решение. Именно в этом и состоит способностьпредвидеть будущее. Наука в состоянии сделать максимально точный и надежныйпрогноз, однако принцип ее действия остается неизменным ѕ как и житейскаяинтуиция, наука предпочитает иметь дело с повторяющимися элементами. Онарасчленяет реальность на отдельные элементы или отдельные аспекты, которыесами по себе являются более-менее точной репродукцией элементов или аспектовпрошлой реальности Наука умеет обращаться то \ько с воспроизводимым " (46,рр 34ѕ35) Считаю необходимым вновь подчеркнуть (см главы 1 и 2, а такжеПриложение В), что в настоящее время мы стоим у истоков новой философиинауки, новой концепции знания и познания, которая будет опираться на такиепонятия как "холистичное" (не отрицая "атомистичное"), "уникальное" (неотрицая "повторяющееся"), "человеческое" и "личностное" (не отрицая"механистическое"), "изменчивое" (не отрицая "постоянное"),"трансцендентное" (не отрицая "позитивистское") Советую обратить внимание надругие труды (292, 376) и библиографию к ним 53 "Ни одно явление не тождественно другому, и ни одно явление неостается неизменным. Если вы усвоили эти два принципа, то поступайте, каквам заблагорассудится. Вы можете даже игнорировать их, можете вести себятак, как если бы некоторые явления были подобны друг другу, а некоторыевечно пребывали неизменными ѕ то есть можете действовать по шаблону. И этобудет разумно, потому что различия между явлениями, как и сущность динамикиявления, зачастую не столь существенны. Но если вы отдаете себе отчет в ихсуществовании, если вы всегда руководствуетесь задней мыслью о том, что дляначала было бы неплохо оценить ситуацию и решить, не требует ли она особогоотношения к себе, то можете довериться своим привычкам ѕ вы знаете, когдаотказаться от них. Не существует абсолютно надежного навыка или всегдауместного шаблона поведения. Шаблоны хороши до тех пор, пока они несковывают ваше мышление, пока они не диктуют вам, как следует поступать, дотех пор, пока вы в состоянии в нужный момент отказаться от них. Менеерассудительные индивидуумы становятся рабами собственных привычек и потомусовершают множество глупостей и ошибок" (215, р 199) 54 Библиографы Написал учебник как-то кто-то из столпов науки, Помянув в нем добрым словом Блисса, Боуна и Брука И с тех пор со всех сторон поминают добрым словом В рефератах и в трактатах тех же Брука, Блисса, Боуна. Если ж кто-то поддается ненаучному капризу, Не желая восхищаться Бруком, Боуном и Блиссом, И цитирует меня, ѕ будет впредь ему наука, Будет, знаете ль, освистан, Будет, знаете ль, оплеван "Что за глупости ѕ нет Брука! Ни словечка нет о Блиссе! Ни словечка нет о Боуне^" Артур Гюйтерман (167) 55 "Не имеет смысла определять память как способность разложитьвоспоминания по полочкам или вписать их в дневник В психике человека нет ниполочек для воспоминаний ни дневника для их регистрации, собственно говоря,нельзя говорить и о способности, потому что память ѕ это не качествочеловека, она проявляется только время от времени, в силу необходимости илипо желанию индивидуума, тогда как сопоставление накопленного опыта непрекращается ни на мгновение... Мы всегда смутно ощущаем, что наше прошлое имеет для нас силунастоящего, даже если не отдаем себе в этом отчета Что есть личность,характер, если не сгусток нашего опыта, накапываемого с самого моментанашего рождения, а, быть может, даже с момента зачатия, ибо что может бытьважнее нашего самого первого опыта, опыта слияния двух клеток, опыта, врезультате которого мы приобрели право на самостоятельное существование. Нашрассудок постигает лишь малую часть накопленного опыта, но наши желания,побуждения и поступки обусловлены всей жизнью, начиная с момента обретениядуши Мы можем сказать, что человек движим импульсами, посылаемыми ему егопрошлым, он ощущает прошлое как некую основополагающую идею" (46, р 7ѕ8) 56 "Интеллект настойчиво ищет аналогий в предстающей перед нимреальности и, увлеченный этим занятием не в состоянии заметить ту новизну,которую несет в себе каждое мгновение жизни. Он не признает непредвиденного,он заклятый враг всякого творчества. Он заведомо знает, что определеннаяпричина вызывает определенный результат, и что этот результат являетсяфункцией данной причины. Он также исходит из того, что определенная цельдиктует применение определенных средств для ее достижения. И в том, и вдругом случае человек имеет дело с уже известным знанием, пытаясьсопоставить его с другим известным знанием, то есть занимаетсявоспроизведением прошлого опыта" (46, р 180) 57 "Способность человека испо\ьзовать однажды выработанные реакции наситуацию, которую часто, но неверно называют "модифицирующим влияниемопыта", вступает в противоречие с требованиями непрерывно изменяющейся средыкоторая диктует человеку необходимость приспособления гибкости ивариативности реакций Способность к использованию прошлого опыта ѕ весьмасомнительное благо, она порождает фиксированные серийные реакции и приводитк стереотипизации поведения" (33, р 218) 58 "Чтобы быть хозяином положения, человек должен соответствоватьбесконечно изменчивой реальности, непрерывно корректируя способвзаимоотношений с ней, в то же самое время он должен быть свободным отвлияния обстоятельств". (46,р 301) "Обретая свободу, человек тем самым подтверждает реальность того, отчего он освобождается. Свобода немыслима без постоянного труда обретениясвободы, привычка, автоматизм убивают свободу. Живая мысль, облеченная вслова, умирает, превращается в ледяное изваяние. Слово оборачивается противидеи. Буква убивает дух" (46, р 141) "Навык может содействовать прогрессу, но он ѕ не единственный и далеконе главный путь к прогрессу. Именно с этой точки зрения и следуетрассматривать его. Навык содействует развитию, когда помогает нам экономитьвремя и энергию ѕ но сам по себе он не означает прогресса, если мы неиспользуем сбереженное время и энергию для разумной модификации поведения.Например, вы приучаетесь бриться автоматически, а значит, у вас появляетсядополнительное время для размышлений о проблемах действительно важных длявас. И в этом состоит огромная польза навыка ѕ если только, размышляя обэтих важных проблемах, вы не приходите постоянно к одним и тем же решениям"(215, р 198) 59 "Именно эти четыре фактора ѕ природная леность, склонностьассимилировать новый опыт и превращать его в старый, традиции и любовь куспеху ѕ мешают развитию нашего мышления. Человеческая история знает лишьнесколько периодов по настоящему бурного интеллектуального развития иистинно революционного мышления. На протяжении нескольких столетий, отантичных времен до эпохи. Возрождения, человечество удовлетворялось цитатамииз Платона и Аристотеля. После этого Галилей и Декарт обеспечили нас такимзапасом фундаментальных идей, которых нам хватило и до сего дня. Поневолеприходится признать, что большую часть человеческой истории лучшие умычеловечества были заняты преимущественно обработкой старых идей " 60 "Ясность и упорядоченность мышления позволяют нам иметь дело сзаранее спрогнозированными ситуациями, служат необходимым основанием дляподдержания социальных отношений Однако мышление не может быть толькоупорядоченным Трансценденция ясности и порядка совершенно необходима дляэффективного взаимодействия с непредвиденным, которое с\ужит источникомрадости и прогресса Бытие, закованное в кандалы структуры, деградируетСпособность к восприятию зыбкого и неструктурированного необходима дляпостижения нового" (475, р. 108) "Квинтэссенция жизни ѕ в нарушении предустановленного порядка.Универсум не желает подчиняться умерщвляющему влиянию структуры. Универсумне признает порядка, но сам устремлен к новому порядку вещей, и именно этаустремленность становится первичным условием опыта. Нам еще предстоитистолковать и объяснить это стремление к новизне структуры, найти мерууспеха и меру неудачи". (475, р. 119) 61 Любопытно, что мнение гештальт-психологов по этому вопросу во многомсовпадает с точкой зрения современных философов, которые рассматриваютрешение проблемы с позиций идентичности или тавтологичности решения самойпроблеме. "Полное понимание существа проблемы означает, что каждый ееэлемент соотнесен с уже понятым. Таким образом, понимание ѕ не более чемповторение понятого. И в этом смысле здесь есть тавтология" (475, р. 71).Думаю, под этими словами с легким сердцем подписались бы многиелогики-позитивисты. 62 В практическом смысле, на уровне поведения этот принцип выражаетсясловами: "Не знаю, посмотрим". Такое отношение к проблеме означает, что,оказавшись в незнакомой ситуации, человек не пытается применить к нейпрошлый опыт. Он словно говорит себе: "А ну-ка посмотрим, что же это такое",и в этих словах проявляется его готовность воспринять все аспекты даннойконкретной ситуации, отличающие ее от других, уже известных ему ситуаций,готовность реагировать на ситуацию соответствующим образом. "Такой подход к новой ситуации не имеет ничего общего с робостью илинерешительностью, с "неумением принимать решения". Скорее, он представляетсобой один из методов принятия обдуманного, взвешенного решения. Этот методслужит определенной гарантией от тех ошибок, которые мы допускаем, когдаоцениваем человека по первому впечатлению, или судим о конкретной женщине,сидящей за рулем, как о "женщине за рулем", заочно осуждаем или одобряемчье-то поведение. В основе всех этих ошибок лежит наше отношение к человекуне как к конкретной и уникальной личности, а как к представителюопределенного класса или типа людей, ѕ мы слишком уверены в своем мнении отом или ином типе людей и потому лишаем себя возможности адекватновоспринимать конкретного человека". (212, pp. 187ѕ188) 63 Блестящий анализ динамики этой проблемы можно найти в работах Фромма(145). Эту же тему, но в несколько ином ключе, затрагивает и Эйн Рэнд всвоем труде The Fountamhead (388). Забавной и поучительной в этом отношениимне кажется также книга 1066 and All That (490). 64 "Сложившаяся система преподавания естественных наук может натолкнутьстороннего наблюдателя на мысль о том, что наука ѕ это строгое архитектурноесооружение, из века в век возвышающееся на центральной площади мироздания. Амежду тем, само существование и ценность системы научного знания целиком иполностью зависят от того, насколько она готова воспринять новые факты ивозможные альтернативы, от ее способности подвергнуть ревизии самыенезыблемые, на первый взгляд, постулаты". "Я переписывал книгу из книг долгие годы. Знай, что написано в ней, только то и имеет значенье. Если глядишь ты вокруг и впадаешь в сомненье, ѕ Заново книгу прочти в назиданье Природе". (475, р. 59) 65 Тема мистицизма подробно проанализирована в работах Олдоса ХакслиThe Perennial Philosophy (209) и Уильяма Джеймса The Varieties of ReligiousExperience (212). 66 Советую обратиться к сочинениям Джеймса Джойса и к современнымтрудам, посвященным теории поэзии. По существу, поэзия призвана к тому,чтобы пытаться передать идиосинкратическое переживание, для которогобольшинство людей "не находит слов", а если не передать, то хотя бы выразитьего. Поэзия ѕ это способ облачить в словесную форму эмоциональный опыт, посути своей безъязычный. Поэзия стремится рассказать словами свежее иуникальное переживание, не упрощая его, не пользуясь штампами, которыезаведомо не могут быть ни свежими, ни уникальными. Задача, которую ставитперед собой поэзия, почти безнадежна, ведь поэт вынужден для ее решенияпользоваться многократно используемыми словами; конечно, он можеткаламбурить, играть словами, придавать им новые значения, сплетать их взамысловатые сочетания и т.п. ѕ пусть они не смогут передать егопереживания, но он все же надеется с помощью слов вызвать в чем-то сходноепереживание у своего читателя. Пожалуй, можно счесть за чудо, что иногда унего получается это. И если поэту удается придать неповторимое значениедавно известному слову, его способ соотношения с читателем становитсяподобным тому, которым пользуется Джеймс Джойс или апологеты современногонерепрезентационного искусства. Эта мысль прекрасно сформулирована впредисловии к необычному рассказу В. Линкольна, напечатанному в одном изсентябрьских номеров The New Yorker за 1946 год. "Почему событие всегда застает нас врасплох, почему книги и опыт друзейничему не учат нас? Сколько раз мы смотрели смерти в глаза, сколько разсопереживали любви молодых героев, сколько рассказов о супружескойневерности, о воплощении и крахе честолюбивых надежд прочитано нами! Любоесобытие, которое может случиться с нами, уже много раз случалось с другимилюдьми; оно давно зарегистрировано, описано и проанализировано со всейвозможной тщательностью и достоверностью; человеческий разум терпеливо инастойчиво создавал историю человеческой души, и мы прочли этот учебник откорки до корки", прежде чем отправиться в путешествие под названием "жизнь.Но то, с чем мы сталкиваемся в реальной жизни, оказывается абсолютнонепохожим на свое описание, ѕ оно ново и незнакомо нам, мы беспомощнозастываем перед ним, понимая, что никакие слова не могут передать егосущность И тем не менее, мы упорно отказываемся признавать тот факт, чтоиндивидуальная жизнь не поддается описанию Стоит нам пережить потрясающеедушу событие, мы торопимся тут же рассказать о нем другим людям, выразитьего словами, искажая свое переживание, обманывая и умсрщвляя его" 67 "Самым очевидным образом данный феномен проявляется в оценочномнаименовании. Я изобрел этот термин, желая подчеркнуть присущее человекустремление оценивать людей и ситуации в соответствии с их названиями. Всущности, это стремление равнозначно стремлению найти способ классификацииявлений, выработать типичную реакцию на них Мы классифицируем яв\ения,основываясь, главным образом, на их названиях. Назвав явление, мы склонныоценивать его и реагировать на него в терминах данного ему названия В нашейкультуре мы приучаемся оценивать имена, названия, обозначения, словасовершенно независимо от тех реалий, которые скрываются за ними" (215, р261) "достаточно вспомнить, сколь различен социальный статус и уровеньсамоуважения "проводниц" в пассажирских поездах и "стюардесс" в самолетах, аведь эти две категории работников заняты, в сущности, одним и тем же делом ѕобслуживанием пассажиров" (187) Советую также обратить внимание на работыдругих авторов (490) 68 Я бы посоветовал ученым с большим уважением относиться к поэтам, покрайней мере, к великим поэтам Ученые считают язык науки самым точным, самымотточенным языком, все прочие средства коммуникации, на их взгляд, не точныили не адекватны Но в том-то и парадокс, что зачастую поэзия отражаетреальность если не точнее, то, во всяком случае, правдивее науки, а иногда ѕдаже более точно, чем наука Талантливый поэт может в двух-трех строфахвыразить то, на что интеллектуалу-профессору понадобится десять страницСледующая история, приписываемая Линкольну Стеффенсу (25, р 222), служитнаглядной иллюстрацией этого тезиса "Как-то раз, ѕ рассказывает Стеффенс, ѕ прогуливаясь с Сатаной по Пятойавеню, я увидел мужчину, который неожиданно остановился посреди улицы ижестом фокусника выхватил из пространства кусочек Истины ѕ прямо из воздухакусочек живой Истины ѕ Ты видел? - спросил я у Сатаны. Он кивнул ѕ И ты не боишься? Ведь этого хватит, чтобы погубить тебя. ѕ Да. Но я не боюсь, и могу сказать тебе почему. Пока она не оказаласьв руках того человека, это была чудесная, полная жизни истина. Но оннепременно захочет дать ей название. Потом, придумав ей имя, он захочетулучшить ее, он будет мять ее и кроить на свой лад, а когда закончит, онабудет уже мертва. Если б он ее не прибирал к рукам, оставил там, где онабыла, позволил ей жить, ѕ вот тогда бы она уничтожила меня. Но он завладелею, и потому я могу быть спокоен" 69 "Свободное струение мысли, игра случайных образов, невнятные сны,бесцельные прогу\ки оказывают существеннейшее влияние на развитие личности,но в этом влиянии нет и следа целесообразности нет и намека на практическуюпользу и\и материальную выгоду. Наша культура столь механистична, что такогорода формы активности, несмотря на чрезвычайную их важность длячеловеческого станов \ения либо вовсе не привлекают к себе внимания ученых,либо не принимаются ими в расчет. Лишь изжив в себе этот неосознанный механицизм, мы сумеем понять, что"бесполезное" играет не менее важную роль в деле человеческого развития, чемцелесообразное. Даже эволюционисты вынуждены будут признать, что красота ѕне менее существенный фактор эволюции человека, чем польза, и не только сточки зрения сексуальной привлекательности, не только в смысле пользы дляоплодотворения и продолжения рода, как это представлялось Дарвину. Я бысказал, что мифологическое или поэтическое понимание природы, метафорическоеи ритмическое ее описание нужно приветствовать так же, как мы приветствуемсмекалку умелого механика, старающегося свести концы с концами, сэкономитьматериал, выполнить работу как можно более эффективно, без излишних затрат.Механистическая интерпретация ни в коем случае не более объективна, чемпоэтическая, и та и другая могут быть одинаково полезны" (347, р 35) Гордон Олпорт вполне резонно замечает, что "бытие" не менее активно итребует не меньших усилий, чем "преодоление", и поэтому я вынужден уточнитьсвою позицию. Наверное, было бы разумнее противопоставить друг другу непреодоление и бытие, а "стремление к восполнению дефицита" и "стремление ксамоактуализации". Это уточнение поможет нам избежать ложного впечатления отом, что "бытие", выражающееся немотивированным поведением инецеленаправленной активностью, требует от человека меньших трат энергии,меньших усилий, чем "преодоление". Самоактуализацию нельзя понимать какdoice far mente [блаженная нега на лоне природы (итал)], ошибочностьподобной интерпретации можно продемонстрировать хотя бы на примере жизниБетховена, являющей собой образец непрерывного стремления к развитию исамосовершенствованию. 70 "Жизнь каждого индивидуума можно рассматривать как непрерывнуюборьбу, как стремление к удовлетворению потребностей, стремление избавитьсяот напряжения и сохранить равновесие" "Таким образом ядром нашей теориистановится постулат об обязательной взаимосвязи поведения с потребностями ицелями Если в каком то отдельно взятом случае этот постулат кажется лишеннымсмысла или непригодным к использованию ѕ советуем сначала перепроверить своенаблюдение, прежде чем отказываться от теории. Зачастую мы называемповедение немотивированным только потому, что не можем установить, какаяпотребность, или какая цель стоит за ним. Порой оно кажется нам бесцельнымпотому, что мы рассматриваем только часть поведения, отдельную реакцию,искусственно изолируя ее от общего контекста поведения". "В настоящее времяни у кого уже не вызывает сомнений то, что любую реакцию живого существаможно считать целенаправленной уже потому, что любая реакция способствуетвыживанию вида, если, конечно, последнему волей судеб суждено выжить вборьбе за существование", "...любой поведенческий акт мотивирован и выражаетту или иную цель". "Лень, как разновидность человеческой активности, такжеслужит определенной цели". "Всякое поведение детерминируется прессингом техили иных потребностей. Поведение ѕ это попытка противостоять натискупотребности при помощи взаимодействия с окружающей средой. Следовательно,можно утверждать, что любой поступок продиктован личной выгодой"."Человеческое поведение направлено на удовлетворение потребностей". "Всякоеповедение чем-то мотивировано, всякое научение предполагает вознаграждение"."Само наличие тех или иных потребяостей, в свою очередь, в значительнойстепени детерминировано степенью их осознания и ѕ учитывая, что всякоеповедение служит удовлетворению тех или иных осознанных или бессознательныхпотребностей, ѕ степенью адекватности избранной формы поведения". "Любоеповедение преследует какую-то цель..." "...большинство, если не все реакциииндивидуума предполагают немедленное вознаграждение или наказание". "Естьтакие формы поведения, которые позволяют нам сразу же предположить наличиеконкретного мотива, но есть и другие, которые кажутся относительнонемотивированными". "Нет ни одной реакции, за исключением простейшихрефлексов, которую можно было бы счесть абсолютно немотивированной". "Этотпринцип предполагает, что все формы поведения имеют под собой единуюфундаментальную мотивацию: все они мотивированы физиологическимипотребностями организма; неважно, как мы назовем сигнал к действию, которыйпосылают нам эти потребности, ѕ "инстинктом", "влечением" или"побуждением"". Все эти высказывания огорчительны еще и потому, чтобольшинство из них апеллирует лишь к низшим, материальным потребностям. 71 "Селекцией ведает наше сознание: оно актуализирует полезныевоспоминания и отказывает во внимании бесполезным. То же самое можно сказатьо восприятии. Оно вычленяет из реальности ту ее часть, которая интересуетнас; восприятие направлено не столько к вещам как таковым, сколько к смыслувещей, к пользе, которую они могут принести воспринимающему человеку.Восприятие классифицирует вещи, обозначает и называет их; нам достаточнолишь мельком взглянуть на объект, чтобы отнести его к той или инойкатегории. К счастью, время от времени рождаются люди, которым несвойственно столь предвзятое, столь прагматичное отношение к жизни. Природакак будто забывает связать воедино их восприятие и поведение. Когда онисмотрят на объект, они видят объект, а не пользу, заключенную в нем, онивоспринимают его ради него самого, а не ради себя. Они воспринимают беззадних мыслей, не имея целью приспособить полученную информацию кобыденности, воспринимают, для того, чтобы воспринять, просто так, ни длячего, ради одного лишь удовольствия, которое приносит им процесс восприятия.Эту особенность их натуры ѕ неважно, является ли она характеристикойсознания или чувств, ѕ можно назвать отчужденностью; и в зависимости оттого, какой именно сфере свойственна эта отчужденность ѕ сфере чувств илисознания ѕ они становятся либо живописцами, либо скульпторами, музыкантамиили поэтами. В искусстве воплощено гораздо более непосредственное видениереальности, нежели в обыденном восприятии. Художник способен к более полномуи более глубокому восприятию реальности уже потому, что не стремится извлечьпсиьзу из своего восприятия".(46, pp. 162-163) 72 Для того, чтобы перевести проблему в исследовательскую плоскость,достаточно опросить людей, прошедших курс психоанализа или психиатрическоголечения. Я располагаю данными опроса тридцати четырех испытуемых,проведенного более чем через год после завершения курса психотерапии.Двадцать четыре испытуемых позитивно оценивали свой опыт, высказывались онем с несомненным одобрением и даже с энтузиазмом. Из прочих десятииспытуемых двое высказали неудовлетворенность своими терапевтами, ониотказались от продолжения курса до тех пор, пока не нашли себе другихтерапевтов, о которых отзывались весьма одобрительно. У четырех человекотмечались явные психотические тенденции. Один из них, в течение ряда летобщаясь с психиатром, понял, что лечение не приносит успеха, и в концеконцов отказался от его услуг. Другой просто-напросто прервал курспсихоанализа, едва успев начать его. Третий четырежды подвергалсяпсихоанализу и лишь о четвертом психоаналитике отзывался одобрительно.Седьмой из группы "неудовлетворенных" утверждал, что психоанализ пошел емуна пользу, однако полагал, что эта польза не стоит потраченных денег ивремени. Он заявил, что психоанализ дал ему толчок для работы над собой.Восьмой испытуемый был уличен в гомосексуальных склонностях и был направленна лечение постановлением суда. Лечение не пошло ему на пользу. Девятыйиспытуемый ѕ сам психоаналитик ѕ прошел курс психоанализа много лет томуназад и утверждал, что тот психоанализ, которому он был подвергнут, несоответствует современным стандартам. На этом основании он считал, что непроходил курс психоанализа. И наконец, последний из этих десяти ѕ юноша,страдающий эпилепсией ѕ был подвергнут психоанализу по настоянию родителей. В контексте нашей дискуссии особенно примечательным мне кажется тотфакт, что 34 "удовлетворенных" субъекта были вылечены терапевтами,представлявшими самые разные психотерапевтические школы, теории и методы! 73 Мы не всегда осознаем ценность дружбы, но это не умаляет еезначения, точно так же межличностные аспекты психотерапевтических отношениймогут не осознаваться нами, однако присущий им целительный потенциал нестанет от этого меньше. Ясно, что осознание этого потенциала и стремлениереализовать его повысит эффективность психотерапии. 74 Эти выводы становятся более понятными и приемлемыми, если обратитьсяк рассмотрению мягких случаев нездоровья, когда потребности человека в любвии уважении могут быть удовлетворены непосредственно в процессе обычногомежличностного общения, когда для их удовлетворения еще не требуетсявмешательство профессионального психотерапевта. Ввиду исключительнойсложности вопроса я оставляю в стороне проблему удовлетворения невротическихпотребностей, не рассматриваю последствия невротического удовлетворения. 75 Недопонимание этого факта с особой отчетливостью можно наблюдать втрудах, посвященных психологии детства. Пролистывая их, неоднократнонаталкиваешься на заявления вроде: "Ребенку необходимо чувствовать любовь","Ребенок ведет себя хорошо, чтобы сохранить любовь родителей". Но очевидно,что с тем же правом мы можем сказать: "Ребенку необходимо любить" или:"Ребенок ведет себя хорошо, потому что любит родителей". 76 Эти заявления в силу своей категоричности требуют некоторыхоговорок. Мои рекомендации ни в коем случае не распространяются нахронических невротиков. Как бы мы ни старались победить невроз с помощьюлюбви и сочувствия, вряд ли нам удастся обойтись без помощипрофессионального терапевта (1). Уважение к народной психотерапии ни в коемслучае не означает, что мы отказываемся от профессиональной психотерапии.Бывают случаи, когда без помощи профессионала человек в жизни оказываетсябеспомощным. 77 Считаю нужным предостеречь от излишнего субъективизма в данномвопросе. Общество, которое невротик называет плохим, на самом деле, в самомобъективном смысле является таковым (даже для здорового человека). Онодурное хотя бы уже потому, что порождает невротиков. 78 Различные виды групповой психотерапии также основывается главнымобразом на фрейдовской теории и фрейдовских методах, однако, в их репертуаретехник есть и несколько нововведений, такие как: 1) разнообразные техникирационального воздействия на пациента, прямой подачи пациенту необходимойинформации; 2) техники осознания проблемы в процессе обсуждения сходныхпроблем других пациентов в группе. Сказанное лишь в очень малой степениможно распространить на методы поведенческой терапии. 79 Уже после того как я написал эти строки, вышли в свет две интересныекниги, посвященные проблеме самоанализа. Одна из них принадлежит перу Хорни(200), а другая ѕ Фарроу (127). Оба автора пишут о том, что человек можетсам, посредством собственных усилий приблизиться к прозрению, даже к своегорода инсайту, достижимому обычно только с помощью профессиональногопсихоаналитика. Большинство аналитиков не отрицают такой возможности, однакосчитают ее маловероятной, поскольку достижение инсайта требует от человекаогромного желания, колоссального труда, мужества и терпения. Примерно та жесамая мысль звучит во многих трудах, посвященных проблеме личностного роста(63,189, 365, 366, 374, 415, 446). Несомненно, желание, настойчивость итерпение являются важнейшими факторами личностного роста, но редкий человекспособен пройти этот путь без помощи профессионала, "наставника", учителя,гуру. 80 По мнению Люси Джесснер, неотчетливость потребностей человекаобъясняется тем, что человек, в отличие от животных, склонен к чрезмерномуих удовлетворению. Приложение А. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЗИТИВНЫМ ПОДХОДОМ К ПСИХОЛОГИИ1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: