Темы и содержание практических занятий. Часть 1

Занятие 1

Введение. Объект и предмет стилистики. Основные понятия курса

Вопросы для обсуждения:

1. Аспекты стилистики. Разделы стилистики как науки. История вопроса. Какие исторические труды прямо или косвенно связаны со стилистикой?

2. Что такое стиль? Стиль языка и стиль речи. Стилевая маркированность, стилистическое значение?

4. Классификация стилей.

5. Какова роль дисциплины в подготовке современного специалиста в области государственного и муниципального управления, рекламы и связям с общественностью?

Практическая часть

1. Выявите слова нейтральные и слова стилистически маркированные, сформулируйте стилистическое значение: вагон, булыжник, матрона, стяг, перебежчик, ползать, летать от счастья, летать самолетом, сбережения, заначка, стервоза, дохлятина, дать дуба, деточка, верховодить, пасть ниц, выпендриваться, защемило сердце, душа ушла в пятки, батяня, мужчинка, расхристанный, чертеж, противостояние, расположение, задание, идея, балкон, очарование.

2.Проанализируйте текст. Какие стилистически маркированные элементы Вы обнаружили. Проведите лингвистический эксперимент: преобразуйте текст, заменив окрашенные элементы нейтральными синонимами. Что потерял текст от такой замены?

«При свете вижу, что у него, у Щукаря то есть, сосновая щепка во лбу торчит… Пуля, оказывается, отколола у оконного наличника щепку, она отлетела и воткнулась Щукарю в лоб, пробила кожу, а он сдуру представил, что это пуля, ну и грянулся обземь. Без смерти помирает старик на моих глазах, а я от смеха никак разогнуться не могу. Ну, конечно, вынул я эту щепку, говорю деду: «удалил я твою пулю, теперь вставай, нечего зря вылеживаться, только скажи мне: Куда Макар девался?» Гляжу, повеселел мой дед Щукарь, но вставать при мне что-то стесняется, ерзает по полу, а не встает… Однако, чертов брехун, и лежа мне голову морочит: «Когда, говорит, по мне враги стрельнули и вдарила меня пуля прямо в лоб, я упал как скошенный и потерял сознательность, а Макар тем часом потушил лампу, сигнул в окно и куда-то смылся. Вот она, говорит, какая прмеж нас дружба: я лежу раненый, почти до смерти убитый, а он бросил меня на растерзание врагам и скрылся с перепугу» (М. Шолохов. Поднятая целина).

Занятие 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: