Выводы. Эпоха Средневековья является одним из самых сложных, продолжительных и неоднозначных периодов в истории человеческой культуры

Эпоха Средневековья является одним из самых сложных, продолжительных и неоднозначных периодов в истории человеческой культуры. Недаром отношение к ней колебалось от полного неприятия у итальянских гуманистов (как времени варварского регресса, наступившего после блистательной античности) до исполненного восторга отношения у романтиков (в 1840 г. В. Кузен писал: “Перестав хулить средневековье, сегодня принялись изучать его с пылом и страстью”). Подобные крайности в оценках роли и значения данного этапа не были случайностью. Слишком масштабны были происходящие изменения, и труден, а подчас мучителен сам процесс рождения нового христианского мира и специфической западной модели культурно-исторического развития. Недаром один из крупнейших современных исследователей средневековой культуры Ж. ле Гофф писал: “Это была эпоха насилия и голода, эпидемий, сомнений, господства “авторитетов” и иерархий, эпоха, лишь в конце которой возникает свобода, но вместе с тем эпоха высокой творческой креативности и изобретательности, постепенно овладевшая пространством и временем”.

В настоящее время отношение к средним векам изменилось. Перед лицом современных знаний они потеряли свою исключительную мрачность, перестали быть всего лишь “средними веками” между классическими эпохами – античностью и Возрождением. Средневековье предстало как закономерный и необходимый этап в истории человечества. Созданные в средние века новые формы экономической и общественно-политической жизни, открытия в области литературы и искусства способствовали дальнейшему прогрессу европейской цивилизации. Утверждение феодализма в Европе несло с собой ряд важных прогрессивных преобразований как в общественной, так и в культурной сферах. Рожденная Средневековьем “модель мира” была сложней античной, так как сформировалась в условиях более значительных по своим масштабам жизненных реалий.

История западноевропейского Средневековья – это в первую очередь история новых народов, вступивших на историческую арену в эпоху заката Древнего мира, а дотоле находившихся на дальней границе цивилизация. Их вовлечение в круг активного общественного и культурного творчества было важнейшим прогрессивным завоеванием средних веков. Типологическое своеобразие западноевропейского феодализма нашло отражение в определенной культурной общности, выразилась в характерных чертах мировоззрения, в религиозном единстве, в значительной стилистической близости художественного творчества.

Само становление средневековой культуры совершалось в условиях столкновения полярных явлений. На европейской арене встретились две фазы общественного развития: конец высокой цивилизации древности с началом формирования классового общества. Это столкновение носило напряженный и драматический характер, что во многом определяло амплитуду колебаний в мировоззрении и культурном развитии западноевропейских народов. Культура этого региона формировалась в процессе противостояния первобытного варварского язычества и рожденного Древним миром христианства; магических представлений и античной философии; церковной доктрины и антифеодальной ереси; фольклора и ученой литературы; народных диалектов и официального наднационального языка – латыни; стихии орнамента и античного антропоморфизма. Взаимодействие этих полярных сфер, их взаимопроникновение и подчас причудливое переплетение оставалось и в дальнейшем важным компонентом культурного развития средневековой Европы.

Особое положение церкви в средневековом мире предопределило господство религиозного мировоззрения в рассматриваемую эпоху. Философия, мораль, право, образование, литература, искусство были связаны или подчинялись богословию, оценка реальности чаще всего давалась в категориях, рожденных в сфере религии и теологии. Единство мира и раздробленность государства, богатство и бедность, власть и бесправие осмысливались людьми Средневековья не столько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, как антитеза души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Стремясь понять соотношение индивидуальной человеческой судьбы и законов, управляющих миром, западноевропейская мысль была склонна решать этот вопрос как проблему взаимоотношения свободной человеческой воли и божественного провидения. Мера моральной ответственности людей за свои поступки, нравственная ценность явлений окружающего мира стали важной гранью мировосприятия средних веков. Но не только религиозные формы мышления пронизывали повседневную жизнь. Она, в свою очередь, также заставляла вносить коррективы в привычный ход рассуждений. Жизнь людей западноевропейского Средневековья определяла не одна религиозность: рядом с церковной культурой существовала культура светская и культура народная. Одним из ее слагаемых стал фольклор. Он породил народную поэзию, сказки, карнавальный гротеск, был основой героического эпоса. Влияние фольклора ощутимо в церковных апокрифах, назидательной агиографии и всевозможных средневековых “видениях”. Фольклорное начало давало о себе знать в ученой литературе, оплодотворяло искусство. Причиной этого была слабая дифференцированность средневекового сознания. Мир переживался людьми той эпохи в основном целостно. Легенда и действительность не противостояли друг другу, правда и вымысел, даже во внехудожественной сфере, сплетались в некую “синкретическую правду”. Эта особенность мировосприятия определила стремление культуры к наиболее широкому охвату доступных сознанию представлений о мире, к ансамблевости и единству воздействия изобразительных и зрелищных искусств. В феодальном обществе, где грамотность была уделом немногих, образование – монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой литературы – древняя латынь, искусство наряду с устным словом оставалось наиболее действенным средством общения, обращенным к широкому зрителю, способным придать его суждениям о мире не умозрительный, а конкретный, постигаемый чувствами характер. Жизненная сила средневекового искусства заключалась в его общественном значении: оно апеллировало ко всем слоям феодального общества и уже потому было более демократичным, чем искусство Древнего мира, адресованное лишь свободным. Помимо этого, народная основа пластических искусств в Средние века заключалась в самом факте коллективного художественного творчества. Организация труда (в первую очередь в архитектуре) приводила к тому, что произведение искусства возникало как плод усилий целого коллектива, а иногда и нескольких поколений мастеров. Характерной особенностью средневекового искусства была и его тесная связь с ремеслом. Ручной труд был главной формой материальной деятельности Средневековья, искусство не противопоставлялось ему, но из него вырастало, становилось высшим его выражением.

Особый круг проблем становления культуры западноевропейского Средневековья связан с его отношением к античному наследию. Культура Древнего мира обладала выдающимися мыслительными и художественными ценностями. Однако подход к ней нового общества менялся от отрицания античной языческой культуры и утилитарного потребления сохранившихся памятников до интенсивного усвоения и творческой переработки древнего наследия в различных сферах (философии, праве, науке, искусстве).

За время огромного, тысячелетнего пути средневековая культура прошла три гигантских периода развития:

Первый этап охватывает период с конца V до середины X века и совпадает с эпохой становления феодализма, временем формирования его мировоззрения и культуры. Он отмечен интенсивным противостоянием античных и варварских элементов, их взаимоотталкиванием и первыми поисками разумных компромиссов;

Второй этап (вторая половина X – XII века) связан с переходом феодального строя к развитой фазе, укреплением феодальных общественных отношений, канонизацией мировоззрения, формированием общеевропейского художественного стиля, вошедшего в историю под названием “романского”;

Третий этап, начавшийся во второй половине XII века, совпал с подъемом средневековых городов и расцветом рыцарской культуры. Его характеризует большая динамичность развития, значительное расширение кругозора, заметное омирщение литературы и искусства, формирование второго общеевропейского художественного стиля, именуемого “готикой”.

Верхней границей культуры Средних веков стало начало XV века, которое было ознаменовано важными переменами в культурной жизни европейского общества, становлением светского мировоззрения в культуре Италии, рождением новой культурной эпохи – эпохи Возрождения.

Библиографический список:

1. Бартенев И., Батажкова В. Очерки по истории архитектурных стилей. М., 1983.

2. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта (очерки по истории театра). М., 1981.

3. Бунин А.,Саваренская Т. История градостроительного искусства. М., 1979.

4. Бычков В. Эстетика. М., 2002.

5. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1984.

6. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры, гл., 1981.

7. Гусев И. Этикет от А до Я. Минск, 1999.

8. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. Под ред. Ц. Нессельштраус. М., 1982.

9. История философии. М., 1991.

10. Карсавин Л.Монашество в средние века. М., 1992.

11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

12. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.Кожевникова. М., 1987.

13. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М., 1990.

14. Мерцалова М. История костюма. М., 1972.

15. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М., 1996.

16. Организация труда и трудовая этика: древность, средние века, современность. М., 1993.

17. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Тяжелов В. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М., 1981.

18. Черниловский 3. Всеобщая история государства и права. М., 1983.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: