От авторов. Культурология - новая учебная дисциплина, появление которой связано с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации общего и специального образования

Культурология - новая учебная дисциплина, появление которой связано с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации общего и специального образования. Ее задача заключается не только и не столько в расширении кругозора, сколько в том, чтобы создать более или менее целостное представление о культуре, показать ее роль в жизни общества и каждого человека, способствовать творческому развитию личности студента.

Творческий характер изучения культурологии заложен уже в самом предмете ее как науки. Объектом ее исследования является культура. Предметом обычно принято считать то, как определяется понятие в данной науке в то или иное время и как, с каких позиций этот объект изучается. К моменту оформления культурологии в самостоятельную науку (или, как считают некоторые ученые, комплекс научных дисциплин), в середине 60-х годов, по подсчетам американских специалистов, существовало от 160 до 250 определений культуры. По мнению известного пермского историка и культуролога Л.Е. Кертмана, к концу 80-х годов их число удвоилось. Человеку, не имеющему базовой философской подготовки, разобраться в таком обилии определений довольно сложно. Поэтому авторы курса лекций видят свою задачу прежде всего в том, чтобы ознакомить Вас с главными подходами к пониманию культуры в прошлом и настоящем.

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры. В основу типологии положен историко-аксиологический подход [1], при котором каждый тип культуры определяется исторически сложившейся системой ценностей, характерной для той или иной цивилизации.

Цивилизация (типы общества) рассматриваются одновременно как стадии в эволюции человечества (традиционная, индустриальная и информационная цивилизации) и как устойчивые локальные экономические, политические и культурно-исторические сообщества (индийская, западноевропейская и др.). Такой подход дает возможность показать, например, специфику российской культуры и ее взаимосвязь с общемировой.

Наибольшее внимание в пособии уделено этапам развития отечественной культуры, что объясняется стремлением дать Вам возможность глубже проанализировать ее проблемы, выработать собственное обоснованное представление о путях ее выхода из нынешней очень непростой культурно-исторической ситуации и своем месте в этом процессе

Помимо теоретического курса в настоящее издание включены планы семинарских занятий с указание литературы по каждому вопросу, темы контрольных работ, правила их оформления и контрольные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: