Джамбаттиста Вико(1668-1774) – неаполитанский мыслитель

Впервые осуществил целостный и систематический анализ культуры, попытался определить закономерности ее развития. Главный труд – «Новая наука». Вико родился в семье мелкого книготорговца. Девять лет он провел в зависимом положении домашнего учителя. Наконец в 1697 году ему удается получить должность профессора риторики в Неаполитанском университете. Чтобы издать свой главный труд, «Основания новой науки об общей природе наций» 1725, вынужден был продать фамильные реликвии, предварительно сократив рукопись втрое. Второе издание вышло в 1730 и третье — в 1744. Особенности изложения труда не позволили идеям Вико широко распространиться в его время.

Иоганн Гердер(1744-1803) – немецкий философ. Главный труд «Идеи к философии истории человечества». Мыслитель рассматривал историю в первую очередь как историю идей. Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кенигсбергского университета. В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В 1776 благодаря стараниям Гете переселился в Веймар, где получил должность придворного проповедника. Гейне говорил о Гердере: «Гердер не восседал, подобно литературному великому инквизитору, судьей над различными народами, осуждая или оправдывая их, смотря по степени их религиозности. Нет, Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал универсальную гармонию ее различных звуков». По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, — с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность.

Фрагмент текста для анализа:

Из книги И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества»:

Обычно народы, населяющие Землю, делят на охотников, рыбаков, пастухов, земледельцев, согласно такой классификации определяют и достоинства их культуры и в самой культуре видят необходимое следствие того или иного образа жизни народа. Прекрасно, если бы только все различные образы жизни получили строгое определение, но ведь они меняются с каждой новой страной, с каждым новым краем и смешиваются так, что весьма затруднительно применять чистую классификацию на практике. Гренландец убивает китов и тюленей, охотится на оленя — он охотник и рыбак; но совсем другой рыбак — негр и совсем другой охотник араук, ищущий добычу в пустынных Андах. Пастухи — бедуин и монгол, лапландец и перуанец, но как не похожи они друг на друга: один пасет верблюдов, другой — лошадей, третий — оленей, четвертый — альпаков и лам. Земледелец в Квидахе (государство на территории современного Бенина) и земледелец-японец не похожи друг на друга, как не похожи купец-англичанин и торговец-китаец. А кроме того, одна потребность еще и не рождает культуры, если даже в народе спят силы, которые ждут своего развития, как только человеческая леность примирится с недостатком и произведет на свет дитя, имя которому — спокойная жизнь, человек готов жить по-старому, и его лишь с трудом можно заставить что-то изменить и улучшить. Итак, необходимо, чтобы воздействовали и другие причины, определяющие образ жизни, какой ведет народ.<…>

Цепь развития, воспитания превращает развалины в целое, в этом целом пропадают, правда, фигуры людей, но дух человеческий живет, не ведая смерти, и трудится, не ведая усталости. Вечно славятся имена, которые, словно гении человечества, сияют в истории культуры, которые, словно яркие звезды, встают в ночи времен! Пусть зоны разрушат многое в здании культуры, пусть золото втопчут в грязь забвения; труды человеческой жизни не были напрасны, ибо все, что Провидение желало спасти в творении своем, оно спасло, сохранило в иных формах... О златая цепь развития, ты опутываешь Землю, пронизываешь всех индивидов и достигаешь трона Провидения, — я увидел тебя-, я высмотрел самые прекрасные твои звенья, я следовал за чувствами отца, матери, друга, наставника, и теперь история для меня — уже не ужас и опустошение на священной земле, как думал я раньше...

...Труды людей не погибли. Из праха всего благого возрастало семя грядущего, политое кровью, оно росло и обретало неувядающий венец. Механизм переворотов уже не вводит меня в заблуждение, нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны — водной глади, для того чтобы озеро не превратилось в болото. Гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах....Все же все наше развитие, вся наша культура привязаны к этой цепи, и мы не можем избегнуть ее...

(Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества М.: Наука,: 1977С.206,234-27)

Вопросы к тексту:

1. Что кроме хозяйственных занятий, по мнению автора, определяет различия между народами?

2. Какое отношение они имеют к культуре народов?

3. Как Гердер оценивает процесс развития культуры?

Творческая итоговая работа:

1. Выявите проблемы актуальные для осмысления человеком своего места в культуре во все периоды развития представлений о культуре.

2. Проследите развития этих тем наглядно, используя условно-графические изображения или таблицу.

3. Расскажите о своих наблюдениях, используя подготовленный материал.

Литература:

1. Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск, 1996.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1987.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.М., 1982

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

5. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995.

6. Философия культуры. Становление и развитие//под ред.М.С. Кагана, -СПб., 1998.

Тема № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: