Рынок и его функции.Признаки свободного рынка

рынок — это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

рынок — это обмен, организованный по законам товар­ного производства и обращения;

рынок — система отношений по поводу обмена резуль­татами производства и услугами, принимающими форму товара. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Разделение труда — совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Обычно выделяют три вида разделения труда: внутри предприятия (единичное); между предприятиями (частичное); в масшта­бах общества (общественное, т.е. разделение труда по отрас­лям и сферам экономики). Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник одного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами другого. Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Следующей функцией рынка является информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости.

Конкуренция (от лат.— это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. Совершенная конкуренция — это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: