Экзистенциальная философия К. Ясперса

Ясперс считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завершенное целое, ни как бесконечно расчлененный в себе космос. Мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания. Это «бытие в себе». «Это в-себе-бытие, однако, недоступно мне, ибо с первым прикосновением к нему я делаю его предметом, а тем самым явлением как бытием для меня. «Анализ наличного бытия есть анализ сознания».

Экзистенциалисты рассматривают страдающее, озабоченное, смертное сознание. Оно не рассматривается как понятие. Ясперс не сомневается, что «бытие в себе существует», он сомневается в том, что мы можем его знать.

Это неопределимое бытие Ясперс называет «экзистенцией», а оно, в свою очередь, связано со сверхсознанием, то есть с богом или «трансценденцией». Без бога бытие свободно до своеволия, в то время как бог сообщает бытию высшую разумность и рассудочность. А поскольку понятие бытия неопределимо и непознаваемо, то и свобода неопределима и, по сути, не может быть обнаружена в предметном мире. Без произвола нет свободы. Однако познание открывает и закон. Свобода трактуется как свобода воли принимать решения. Но так как было сказано выше, свобода связана с трасценденцией (богом), то свобода есть выбор между богом, его законами и своеволием.

Незавершенность есть знак его свободы.

Экзистенциализм рассматривает пограничную ситуацию. Признаками пограничной ситуации являются смерть, страдание, борьба, вина. В пограничной ситуации оказывается несущественным то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности. В пограничной ситуации индивид непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию, которая, по убеждению Ясперса, связана с трасценденцией. И только если индивиду эта связь представляется утраченной, он впадает перед лицом смерти в отчаяние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: